Недействующий

Об утверждении государственной программы Кировской области "Обеспечение безопасности и жизнедеятельности населения Кировской области" на 2013 (утратил силу в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 19.12.2019 № 684-П)

1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе
формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера становятся все более острыми и актуальными. Не только в России, но и во всем мире нарастает озабоченность в связи с возрастающим количеством ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличением их масштабов, ростом потерь и ущерба. Сегодня исключить чрезвычайные ситуации нельзя, но существенно снизить число, уменьшить масштабы и смягчить последствия чрезвычайных ситуаций возможно.

По состоянию на 01.04.2013 на территории Кировской области функ-ционируют 15 химически опасных объектов, 18 взрывопожароопасных объектов, 1 радиационно опасный объект и 9 потенциально опасных гидротехнических сооружений, а также хранилища опасных биологических и промышленных отходов. Большая часть этих объектов имеет экономическую, оборонную и социальную значимость, но в то же время составляет потенциальную опасность для здоровья и жизни населения. Зоны возможного химического заражения при авариях на химически опасных объектах в Кировской области могут составить общую площадь около 1200 кв. километров, на которой проживает более 20 тыс. человек. Для защиты населения от воздействия сильнодействующих ядовитых веществ, а также локализации последствий чрезвычайных ситуаций требуется современное и правильное использование средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ).

В 2012 году из мобилизационного резерва Правительству области на безвозмездной основе передано имущество гражданской обороны, в том числе и СИЗ. Однако более 70% переданного имущества - с истекшим сроком годности. Все переданное имущество гражданской обороны хранится на 4 складах, расположенных в пгт Оричи, г. Котельниче, г. Нолинске, г. Белой Холунице. Условия хранения не соответствуют предъявляемым требованиям хранения СИЗ, что приводит к порче указанного имущества и, соответственно, к невозможности его использования в случае чрезвычайных ситуаций, что приведет к человеческим потерям.

Социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации и аварии, возникающие на объектах жилищно-коммунального хозяйства. За период отопительного сезона 2011/2012 года произошло 25 аварий в системах теплоснабжения населения, в зону отключения попали 33 социальных объекта и объекты экономики. Особую озабоченность вызывают аварии на системах водоснабжения. За I квартал 2012 года произошло 32 случая отключения от водоснабжения населения, что в 1,5 раза больше, чем за весь 2009 год. Ежегодно увеличивается число чрезвычайных ситуаций и аварий на системах жизнеобеспечения. Возникновение опасностей и их совокупностей в процессе эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, систем жизнеобеспечения и коммуникаций связано с износом производственных фондов, систем и коммуникаций, человеческим фактором, отсутствием достаточных финансовых средств на проведение работ по замене оборудования на производстве и системах жизнеобеспечения населения, выслуживших нормативные сроки эксплуатации.

Территория Кировской области подвержена неблагоприятным природным факторам, из которых наибольшую опасность представляют природные пожары.

Статистика природных пожаров за последние годы свидетельствует о том, что их количество сохраняется на уровне 220 пожаров в год.

За пожароопасный период 2011 года на территории Кировской области зарегистрировано 195 лесных пожаров на общей площади 1439,37 га. Ущерб от лесных пожаров в 2011 году с учетом затрат на тушение составил 489,4 млн. рублей. В результате природных пожаров в 2011 году огнем уничтожено 12 жилых домов, 25 нежилых домов, 80 нежилых строений, 1 дачный домик.

В жилом секторе и на объектах экономики в 2011 году на территории области зарегистрировано 1982 пожара. На пожарах погибло 239 человек, пострадало 243 человека. Материальный ущерб от пожаров составил более 284 млн. рублей.

Задымленность помещений и путей эвакуации часто является основной причиной гибели людей, потери материальных ценностей. Особенно сложно вести борьбу с задымлением в замкнутых помещениях, имеющих ограниченные возможности для вентиляции, таких, как подвальные и полуподвальные помещения, шахты, тоннели, в других вариантах помещений и сооружений. Актуальность этого вопроса в настоящее время становится все значительнее в связи с расширением использования материалов и изделий на основе полимеров, горение и тление которых сопровождается выделением большого количества дыма. Сгорание незначительного количества подобных материалов приводит к потере видимости и существенно усложняет обнаружение пожара и его подавление.

По статистическим данным, ежегодно на водоемах области тонет около 100 человек и их количество не сокращается. В основном это люди работоспособного возраста и дети. Основная причина гибели людей на водах - недостаточное количество обустроенных мест на воде и у воды, официальных пляжей и неразвитая инфраструктура отдыха населения у воды. На территории области обеспечено безопасное купание только на трех муниципальных пляжах, спасательные станции расположены в городах Кирове, Кирово-Чепецке, Слободском.

Наибольшую социальную напряженность в государстве вызывает вопрос о состоянии преступности. Криминогенный потенциал нынешнего российского общества весьма высок. Преступность, существуя в обществе, пронизывает различные его сферы, определяет состояние общественной и личной безопасности, препятствует эффективному проведению социально-экономических преобразований. Таким образом, особое значение приобретает выработка комплексных мер, направленных на предупреждение, выявление, устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений. Система профилактики правонарушений предусматривает консолидацию усилий органов государственной власти и местного самоуправления области, правоохранительных органов и населения в противодействии преступности, терроризму, экстремизму и иным противоправным деяниям.

Ежегодно в Российской Федерации совершаются преступления экстремистской направленности, в том числе совершенные по религиозным и национальным мотивам. Россия - страна многонациональная и многоконфессиональная, на ее территории проживают представители около 180 этнических общностей, исповедующие все основные мировые религии. Таким образом, сегодня задача профилактики экстремизма рассматривается в качестве одной из приоритетных как в Российской Федерации, так и в Кировской области. Противодействие экстремизму _ это не только задача государства, необходимы консолидированные усилия политических партий, общественных организаций, всего гражданского общества. Грамотная превентивная политика по борьбе с экстремизмом заключается в его предупреждении. Предупреждение должно заключаться в выявлении, локализации, минимизации и устранении воздействия тех факторов, которые либо порождают экстремизм, либо ему благоприятствуют. Профилактика должна осуществляться на допреступных стадиях развития негативных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения. Повышение эффективности государственной системы профилактики экстремизма, привлечение к предупреждению экстремизма общественных объединений и населения, улучшение информационного обеспечения деятельности органов государственной власти Кировской области, местных органов власти области и общественных объединений по вопросам профилактики экстремизма, предупреждение экстремистских проявлений на территории области позволят обеспечить снижение количества зарегистрированных преступлений экстремистской направленности, в том числе совершенных по религиозным и национальным мотивам.

Очень сложной и наиболее актуальной до сегодняшнего времени является проблема борьбы с коррупцией. Коррупция стимулирует несправедливое перераспределение средств в пользу отдельных корпоративных и социальных групп за счет наиболее уязвимых социальных слоев. Малоимущая часть общества, наименее защищенные граждане не имеют возможности противостоять вымогательству и иным коррупционным злоупотреблениям. Коррупция приводит к масштабному вытеснению граждан из сферы бесплатных обязательных государственных услуг, прежде всего в области имущественных отношений, образования, социальной защиты, медицинского обслуживания населения, что приводит к массовым нарушениям конституционных прав граждан.

Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости.

По официальным данным Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области, за последние три года в регионе наблюдается рост преступлений коррупционной направленности.

Одна из крупномасштабных проблем России - это проблема наркомании. Анализ ситуации, сложившейся на территории Кировской области с распространением наркотиков, показывает, что осуществляемая работа по профилактике и пресечению наркомании, объединение усилий правоохранительных органов, органов исполнительной власти области и местного самоуправления, привлечение общественных объединений и граждан, поддержка деятельности лечебно-профилактических учреждений позволяют контролировать наркоситуацию в регионе. На протяжении последних лет ситуация, складывающаяся в сфере незаконного оборота наркотиков на территории области, имеет тенденцию к осложнению. Рост злоупотребления наркотиками влечет за собой увеличение количества преступлений, связанных с их незаконным оборотом. Ежегодно наблюдается рост количества выявленных наркопреступлений (2007 год - 833, 2008 год - 843, 2009 год - 857, 2010 год - 862). Растёт удельный вес наркопреступлений в общей структуре преступности (2007 год - 2,8%, 2008 год - 3,2%, 2009 год - 3,6%, 2010 год - 4%). Положительную динамику имеет доля тяжких и особо тяжких наркопреступлений от общего количества наркопреступлений (2007 год - 49%, 2008 год - 50%, 2009 год - 52%, 2010 год - 58%). Увеличивается количество выявленных и ликвидированных наркопритонов. С учетом изложенного целесообразно воздействовать на складывающуюся в области ситуацию с ростом масштаба незаконного потребления наркотиков программно-целевым методом, то есть с увязкой по исполнителям, ресурсам, срокам реализации комплекса разработанных мероприятий, ориентированных на достижение поставленной цели.

На сегодняшний день в российском обществе существует проблема подготовки граждан к военной службе. Данная проблема носит крупномасштабный характер, затрагивает интересы населения Кировской области, мероприятия по ее решению дополняют комплекс реализуемых мероприятий приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и спорта. Консолидация сил и координация действий органов государственной власти в сфере здравоохранения, образования, молодёжной политики, военного управления, правоохранительных структур, регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное содействие армии, авиации и флоту России" Кировской области, а также других общественных объединений военно-патриотической направленности позволят создать условия для обеспечения гарантированного комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов физически и психологически подготовленными гражданами, обладающими положительной мотивацией к прохождению военной службы, получившими подготовку по основам военной службы и военно-учётным специальностям, и добиться снижения количества граждан, не соответствующих по состоянию здоровья и физическому развитию требованиям военной службы.

Для решения проблем, связанных со сложной внутриполитической ситуацией на Украине, в Кировской области возникает необходимость создания пунктов временного размещения и организации мероприятий по социально-бытовому обустройству граждан Украины, размещаемых на территории области. На базе образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социального обслуживания населения и гостиниц будут созданы пункты временного размещения, в которых будут размещаться прибывающие граждане Украины, также будут организованы мероприятия по их социально-бытовому обустройству.

Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также противодействие угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма диктуют необходимость повышения оперативности реагирования на них экстренных оперативных служб, в том числе службы пожарной охраны, службы реагирования в чрезвычайных ситуациях, службы полиции, службы скорой медицинской помощи, аварийной службы газовой сети, службы "Антитеррор".

Опыт работы экстренных оперативных служб показывает, что для эффективного оказания помощи при происшествиях или чрезвычайных ситуациях в 10% случаев требуется привлечение более одной экстренной службы.

Актуальность проблемы обусловливается значительным числом погибших и пострадавших, а также крупным размером прямого и косвенного ущерба от происшествий и чрезвычайных ситуаций.

Анализ опыта реагирования экстренных оперативных служб на чрезвычайные ситуации позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективным решением, обеспечивающим оперативное и рациональное использование ресурсов экстренных оперативных служб, максимально эффективное их взаимодействие при реагировании на поступающие от населения вызовы, является создание Системы-112 в Кировской области.

Решение задач в сфере обеспечения безопасности и жизнедеятельности населения Кировской области осуществляется в соответствии с областными и ведомственными целевыми программами. Итоги реализации программ свидетельствуют о том, что не весь их потенциал был реализован в полном объеме. В первую очередь это связано с недостатком финансовых ресурсов, необходимых для достижения прогресса и устойчивой положительной динамики в решении основных задач программ.

В современных условиях изменения структуры угроз и масштабов действия опасных факторов для достижения прогресса и устойчивой положительной динамики в решении проблемы обеспечения требуемого уровня комплексной безопасности необходимо наличие долговременной стратегии и применение организационно-финансовых механизмов взаимодействия. С этой целью разработана настоящая Государственная программа, срок реализации которой с 2013 по 2021 годы.

(раздел 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 24.04.2013 № 206/237, от 02.09.2013 № 225/554, от 27.11.2014 № 12/142, от 16.01.2015 № 21/17, от 23.11.2015 № 71/764, от 21.02.2017 № 48/96, от 11.09.2018 № 426-П)