Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2012 года № 185/736


Об утверждении государственной программы
Кировской области "Содействие занятости
населения Кировской области" на 2013 - 2021 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Кировской области от 06.11.2020 N 573-П, вступающего в силу через 10 дней после официального опубликования (опубликовано на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru - 09.11.2020).
____________________________________________________________________

(с изменениями на 20 февраля 2020 года)

______________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 26.03.2013 № 201/152
постановлением Правительства Кировской области от 10.09.2013 № 226/579
постановлением Правительства Кировской области от 05.02.2014 № 247/88
постановлением Правительства Кировской области от 18.02.2014 № 249/118
постановлением Правительства Кировской области от 28.04.2014 № 260/283
постановлением Правительства Кировской области от 22.08.2014 № 276/577
постановлением Правительства Кировской области от 23.09.2014 № 281/645
постановлением Правительства Кировской области от 17.12.2014 № 16/217
постановлением Правительства Кировской области от 02.02.2015 № 23/54
постановлением Правительства Кировской области от 02.04.2015 № 32/176
постановлением Правительства Кировской области от 21.04.2015 № 34/210
постановлением Правительства Кировской области от 15.06.2015 № 43/309
постановлением Правительства Кировской области от 09.11.2015 № 69/735
постановлением Правительства Кировской области от 08.12.2015 № 73/795
постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2015 № 77/913
постановлением Правительства Кировской области от 29.03.2016 № 91/175
постановлением Правительства Кировской области от 08.07.2016 № 110/411
постановлением Правительства Кировской области от 27.09.2016 № 16/98
постановлением Правительства Кировской области от 29.11.2016 № 31/218
постановлением Правительства Кировской области от 26.12.2016 № 35/279
постановлением Правительства Кировской области от 31.03.2017 № 56/180
постановлением Правительства Кировской области от 07.07.2017 № 363-П
постановлением Правительства Кировской области от 02.02.2018 № 54-П
постановлением Правительства Кировской области от 30.07.2018 № 372-П
постановлением Правительства Кировской области от 31.01.2019 № 34-П
постановлением Правительства Кировской области от 25.07.2019 № 395-П
постановлением Правительства Кировской области от 25.10.2019 № 547-П
постановлением Правительства Кировской области от 20.02.2020 № 64-П

______________________________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 № 144/123 "О разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Кировской области" и распоряжением Правительства Кировской области от 19.06.2012 № 180 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области" Правительство Кировской области

постановляет:

(преамбула с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 07.07.2017 № 363-П, от 02.02.2018 № 54-П, от 31.01.2019 № 34-П)

1. Утвердить государственную программу Кировской области "Содействие занятости населения Кировской области" на 2013 - 2021 годы (далее - Государственная программа). Прилагается.

(п. 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 05.02.2014 № 247/88, от 30.07.2018 № 372-П)

2. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Курдюмова Д.А.

(п. 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 02.04.2015 № 32/176, от 30.12.2015 № 77/913, от 07.07.2017 № 363-П, от 02.02.2018 № 54-П, от 25.07.2019 № 395-П)

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 10.12.2012 № 185/736


Государственная программа Кировской области
"Содействие занятости населения Кировской области"
на 2013 - 2020 годы


ПАСПОРТ
государственной программы Кировской области
"Содействие занятости населения Кировской области"
(с изменениями, внесенными постановлением
Правительства Кировской области от 26.03.2013 № 201/152,

от 10.09.2013 № 226/579, от 05.02.2014 № 247/88,

от 18.02.2014 № 249/118, от 22.08.2014 № 276/577,
от 17.12.2014 № 16/217, от 02.04.2015 № 32/176,
от 21.04.2015 № 34/210, от 15.06.2015 № 43/309,
от 09.11.2015 № 69/735, от 30.12.2015 № 77/913,
от 29.03.2016 № 91/175, от 08.07.2016 № 110/411,
от 27.09.2016 № 16/98, от 29.11.2016 № 31/218,
от 26.12.2016 № 35/279, от 31.03.2017 № 56/180,
от 07.07.2017 № 363-П, от 02.02.2018 № 54-П,
от 30.07.2018 № 372-П, от 31.01.2019 № 34-П,
от 25.07.2019 № 395-П, от 25.10.2019 № 547-П,
от 20.02.2020 № 64-П)


Ответственный исполнитель Государственной программы

управление государственной службы занятости населения Кировской области (далее - управление)

Соисполнители Государственной программы

министерство здравоохранения Кировской области;

министерство образования Кировской области;

министерство социального развития Кировской области

Наименование подпрограммы

"Оказание содействия добровольному переселению в Кировскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2018 - 2021 годы

Цель Государственной программы

содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость

Задача Государственной программы

содействие трудоустройству граждан, в том числе через развитие трудовой мобильности населения, стимулирование и организацию процесса добровольного переселения проживающих за рубежом соотечественников и членов их семей на постоянное место жительства в Кировскую область

Целевой показатель эффективности реализации Государственной программы

среднегодовой уровень регистрируемой безработицы

Срок реализации Государственной программы

2013 - 2021 годы

Объем финансового обеспечения Государственной программы

объем финансового обеспечения Государственной программы - 4031,50 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 3125,00 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 906,50 тыс. рублей

Ожидаемый конечный результат реализации Государственной программы

доведение среднегодового уровня регистрируемой безработицы до 1,28% к концу 2021 года"

1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

     Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены в Законе Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", согласно статье 5 которого государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

     Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

     развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

     обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

     поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

     осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

     предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

     стимулирование работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

     объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

     координацию деятельности в области содействия занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

     координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.

     В 2010 - 2012 годах государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в Кировской области в рамках постоянно действующей ведомственной целевой программы содействия занятости населения (далее - мероприятия активной политики занятости), а также дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области (далее - дополнительные мероприятия).

     Участниками мероприятий активной политики занятости-получателями государственных услуг в области содействия занятости населения в 2011 году стали 114,8 тыс. человек (в 2010 году - 149,9 тыс. человек), из которых 64,2 тыс. человек (в 2010 году - 84,5 тыс. человек) обратились за содействием в поиске подходящей работы. При содействии центров занятости населения в рамках ведомственной целевой программы трудоустроено 44,8 тыс. человек (в 2010 году - 59,2 тыс. человек), или 60% от общей численности, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (в 2010 году - 60%).

     В 2011 году государственные услуги в области содействия занятости получили:

     по организации профессиональной ориентации - 19,3 тыс. граждан;

     по профессиональному обучению - 6,0 тыс. безработных граждан;

     по социальной адаптации на рынке труда - 4,7 тыс. безработных граждан;

     по психологической поддержке - 7,0 тыс. безработных граждан;

     по содействию самозанятости - 3,0 тыс. безработных граждан.

     Участниками оплачиваемых общественных работ являлись 6,6 тыс. безработных граждан, на временные работы трудоустроено 0,9 тыс. безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

     В структуре предоставленных государственных услуг в 2011 году возрос удельный вес численности граждан, получивших услуги по профессиональной ориентации (с 23% в 2010 году до 30% в 2011 году), социальной адаптации безработных граждан на рынке труда (с 25% до 29%), содействию самозанятости (с 3,6% до 4,7%), возросла доля безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению (с 6,8% до 9,5%).

     В 2011 году на временные работы было трудоустроено 14,7 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте 14-17 лет (в 2010 году - 15,5 тыс. человек), или 29,4% от общей численности граждан данной категории,
проживающих на территории области, что в 3,3 раза выше, чем в среднем по России.

     За содействием в поиске подходящей работы в центры занятости населения в 2011 году обратились 406 выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые (в 2010 году - 680 человек), 69% из них были трудоустроены, в том числе 62 % - на постоянные рабочие места.

     В 2011 году в сельскую местность для трудоустройства переселились 22 человека (7 семей), в том числе 13 человек в трудоспособном возрасте, а также оказана адресная поддержка 63 гражданам, обратившимся в центры занятости населения в целях поиска подходящей работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения вакантных рабочих мест. Из них 50 человек трудоустроены на предприятиях Кировской области, 13 человек - за пределами области.

     В 2011 году была продолжена реализация дополнительных мероприятий, позволивших в 2009 - 2010 годах стабилизировать ситуацию на рынке труда, а также снизить социальную напряженность в обществе. Участниками дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Кировской области в 2011 году стали 14,7 тыс. человек.

     Прошли опережающее профессиональное обучение 1,8 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения, а также работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами. Опережающее профессиональное обучение прошли 53 женщины, работающие во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства.

     Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации закончили 223 женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности, из них 75% женщин по состоянию на конец 2011 года возобновили свою трудовую деятельность или трудоустроились на новое место работы.

     В соответствии с программами модернизации здравоохранения Кировской области профессиональную переподготовку прошли 47 врачей.

     В рамках организации общественных и временных работ трудоустроено 7,3 тыс. работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда.

     Стажировку в целях приобретения опыта работы прошли 1,1 тыс. выпускников образовательных учреждений профессионального образования всех уровней при участии 0,9 тыс. наставников.

     Оказано содействие в трудоустройстве 216 незанятым инвалидам, родителям, воспитывающим детей-инвалидов, многодетным родителям.

     В рамках реализации мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, открыли собственное дело 2,1 тыс. человек, которые создали дополнительно 409 рабочих мест. Граждане, открывшие собственное дело в 2009 - 2011 годах, создали 687 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

     Благодаря реализации дополнительных мероприятий было создано 6,1 тыс. постоянных рабочих мест, из них 5778 рабочих мест в рамках мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан, 365 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

     Принятые в 2010 и 2011 годах меры по стабилизации ситуации на рынке труда оказали существенное положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения.

Общая численность безработных граждан снизилась с 67,5 тыс. человек в среднем за 2010 год до 62,7 тыс. человек в среднем за 2011 год (на 7,1%). При этом уровень общей безработицы снизился с 8,8% до 8,4% экономически активного населения (далее - ЭАН). Численность зарегистрированных в центрах занятости населения безработных граждан снизилась с 27,6 тыс. человек на 01.01.2010 до 12,8 тыс. человек на 01.01.2012 (на 53,6%), а уровень регистрируемой безработицы - с 3,6% до 1,7% ЭАН соответственно.

     
     Наряду с позитивными тенденциями на рынке труда следует отметить, что около 6,8% от общей численности безработных граждан не могут найти работу в течение 12 и более месяцев. Одной из причин наличия длительной безработицы является изменение структуры спроса на рынке труда. С одной стороны, растет количество вакансий, требующих более высокого уровня профессиональной подготовки и опыта работы, с другой стороны, отмечается перераспределение (увеличение или уменьшение) количества вакансий в определенных видах экономической деятельности. В настоящее время наибольшая потребность в квалифицированных работниках отмечается в обрабатывающих производствах, строительстве, оптовой и розничной торговле, образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг населению, а среди обращающихся в центры занятости населения за содействием в поиске подходящей работы за содействием в трудоустройстве велика доля неквалифицированной рабочей силы, длительно (более 1 года) не работающих, инвалидов, других низкоконкурентных на рынке труда категорий граждан, что затрудняет их трудоустройство, приводит к продолжительности безработицы.

     В Кировской области в сравнении с другими регионами Приволжского федерального округа уровни общей и регистрируемой безработицы в 2010-2011 годах были одними из самых высоких. В 2010 году среднегодовой уровень общей безработицы составил 8,8% ЭАН, регистрируемой - 3,0% ЭАН, в 2011 году - 8,4% и 2,1% ЭАН соответственно против 7,6% общей и 2,2% ЭАН регистрируемой безработицы в среднем по ПФО в 2010 году, 6,6% и 1,6% ЭАН в 2011 году (в среднем по Российской Федерации уровень общей безработицы в 2010 году составил 7,5% ЭАН, регистрируемой - 2,5% ЭАН, в 2011 году 6,6% и 1,9% ЭАН соответственно). Такой уровень безработицы в Кировской области был обусловлен действием негативных последствий на сферу занятости населения значительного спада объемов производства, роста объемов высвобождения и неполной занятости работников в период мирового экономического кризиса в основных отраслях экономики региона: оборонно-промышленном, лесном, металлургическом комплексах, химической и легкой промышленности, оказавшихся наиболее уязвимыми в этот период.

     Вместе с тем следует отметить, что в течение 2010 - 2011 годов ситуация с занятостью населения в Кировской области, как и в целом по России, приобрела тенденцию к улучшению.

     Несмотря на относительно благополучную ситуацию с занятостью населения, рынок труда Кировской области характеризуется значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной, профессионально-квалификационной диспропорциями спроса и предложения рабочей силы, особенно в разрезе город-село (большинство заявленных работодателями вакансий находится в городах, поселках городского типа, районных центрах, а большая часть безработных, зарегистрированных в центрах занятости населения, проживает в сельской местности), наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда, наличием большого количества населенных пунктов, где нет работодателей или имеются только рабочие места бюджетной сферы.

     Уровень регистрируемой безработицы в 9 муниципальных образованиях (Кильмезский муниципальный район, Лебяжский, Лузский, Нагорский, Немский, Санчурский, Свечинский, Тужинский, Унинский районы) в 2010 - 2011 годах превышал среднеобластной уровень безработицы более чем в 2 раза, и только в 6 муниципальных образованиях (Верхошижемский, Зуевский, Кирово-Чепецкий, Котельничский районы, Уржумский муниципальный район и муниципальное образование "Город Киров") он был ниже среднеобластного уровня. Такая дифференциация муниципальных образований по этому показателю связана со значительными структурными изменениями в экономике и занятости населения, произошедшими под действием рыночных преобразований и кризисных явлений.

     Особенно напряженная ситуация с занятостью населения наблюдалась в населенных пунктах с моноструктурным типом экономики (далее - моногорода), на территории которых размещаются градообразующие предприятия, находящиеся в предбанкротном или банкротном состоянии, в сложном финансово-экономическом положении. В течение 2010 - 2011 годов в моногородах Луза, Вятские Поляны, Красная Поляна, Восточный, Мурыгино, Стрижи уровень регистрируемой безработицы превышал среднеобластной уровень в 2 раза. Осуществление в 2010 - 2011 годах в моногородах мероприятий в рамках областной целевой программы "Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области, в 2010 году", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 11.11.2009 № 30/397 "Об утверждении областной целевой программы "Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области, в 2010 году", областной целевой программы "Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области, в 2011 году", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 22.12.2010 № 83/656 "Об утверждении областной целевой программы "Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области, в 2011 году", и комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов обеспечило участие 1,7 тыс. жителей этих населенных пунктов в программах опережающего обучения, 0,6 тыс. человек - в программах стажировки, 17,1 тыс. человек - в программах общественных и временных работ, 0,7 тыс. человек - в программах самозанятости и развития предпринимательства. Это позволило снизить уровень регистрируемой безработицы и коэффициент напряженности на рынке труда в большинстве моногородов в 1,8 раза.

     Одной из причин высокого уровня регистрируемой безработицы, диспропорций между спросом и предложением рабочей силы в муниципальных образованиях и в области в целом является избыток выпускников учреждений профессионального образования, получивших невостребованную работодателями подготовку по гуманитарным профессиям (на каждую вакансию социального работника, заявленную в центры занятости населения, приходилось 18 человек из числа ищущих работу, имеющих такую профессию, на вакансию бухгалтера - 10 человек, экономиста - 10 человек, юриста - 4 человека) и недостаток выпускников, получивших профессиональную подготовку по инженерным и рабочим профессиям (на 1 ищущего работу гражданина, имеющего профессию инженера, приходится 4 вакансии, заявленных в службу занятости населения, на одного облицовщика-плиточника - 12 вакансий, электрогазосварщика - 5 вакансий, швеи - 4 вакансии, каменщика - 3 вакансии, инженера-конструктора - 2 вакансии). Увеличению диспропорций между спросом и предложением рабочей силы как по объему, так и по профессионально-квалификационной структуре способствовал также высокий уровень нерегулируемой трудовой миграции населения за пределы постоянного места жительства (в 2010 году 13% ЭАН Кировской области работали за пределами постоянного места жительства, в том числе 5,6% - за пределами Кировской области, в 2011 году 8,9% и 5,1% соответственно).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»