Переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде является приоритетной задачей при оптимизации и совершенствовании процессов государственного управления на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий, а также одним из ключевых направлений работ для достижения цели и задач развития информационного общества.
Условия перехода на оказание услуг в электронном виде регламентируются Федеральным от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Ежегодно жители Кировской области теряют тысячи часов на личные посещения различных ведомств и государственных учреждений для представления бумажных заявлений, на ожидание в очередях, на оплату государственных пошлин и сборов, на получение информации, справок, выписок из документов и реестров. Основной целью перевода оказываемых услуг в электронный вид является избавление граждан от необходимости лично посещать ведомства и государственные учреждения, минимизация количества необходимых для получения услуг действий и упрощение жизненных ситуаций, возникающих на этапах получения услуг.
В целях обеспечения информационного взаимодействия и обмена сведениями, содержащимися в базах данных информационных систем исполнительных органов государственной власти Кировской области, органов местного самоуправления в Кировской области, а также подведомственных им организаций, при оказании гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг и исполнения возложенных на них функций с использованием телекоммуникационных технологий в соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 08.06.2011 № 137 "О создании Кировского областного государственного бюджетного учреждения "Центр стратегического развития информационных ресурсов и систем управления" создано Кировское областное государственное бюджетное учреждение "Центр стратегического развития информационных ресурсов и систем управления".
В Кировской области предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде организовано через Портал государственных и муниципальных услуг (). С 01.01.2012 зафиксировано свыше 160 тыс. обращений граждан и организаций.
Перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид проходит постепенно и реализуется поэтапно.
В настоящее время на региональном портале и Едином портале размещена информация о 219 государственных услугах и функциях и 1304 муниципальных услугах. По всем этим услугам выполнены первый и второй этапы перехода на предоставление услуг в электронном виде (размещены информация об услуге, нормативно-правовые документы, регулирующие ее оказание, формы заявительных документов).
Для реализации третьего этапа перехода необходимо обеспечить разработку и размещение интерактивной формы заявления на оказание услуги на Едином портале.
В Кировской области совместно с открытым акционерным обществом "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком") осуществлены работы по обеспечению подачи интерактивных заявлений с Единого портала по 12 социально значимым услугам.
В 2013 году планируется обеспечить подачу интерактивных заявлений с Единого портала по всем 39 услугам, предусмотренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р "Об утверждении перечня первоочередных государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде".
Кроме того, по 16 государственным и муниципальным услугам реализована возможность подачи интерактивных заявлений и оказания услуги с регионального портала посредством ведомственных информационных систем.
Недостаточными темпами развивается инфраструктура доступа населения к информационным ресурсам.
Развитие и внедрение информационно-коммуникационных технологий сдерживается отсутствием необходимой нормативной правовой базы как федерального, так и регионального уровня. Правовая неурегулированность вопросов создания и функционирования единой технологической платформы государственных информационных систем, стимулирования применения информационно-коммуникационных технологий в различных сферах государственного управления препятствует широкому и повсеместному внедрению новых технологий.
Также остаются актуальными вопросы обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Кировской области.
Правительством Российской Федерации ставится задача по внедрению УЭК, в том числе путем создания Единой платежно-сервисной системы "Универсальная электронная карта" (далее - ЕПСС УЭК). ЕПСС УЭК предназначена для предоставления гражданам широкого спектра услуг в электронной форме на всей территории Российской Федерации, в том числе на территории Кировской области. В рамках ЕПСС УЭК гражданам должны предоставляться государственные (муниципальные) услуги, транспортные и медицинские услуги, финансовые услуги, включая расчеты с использованием банковских карт, коммерческие услуги. Данные услуги должны предоставляться гражданину в электронной форме с использованием выданного ему носителя информации, предназначенного для идентификации гражданина и обеспечивающего юридическую значимость процесса дистанционного взаимодействия гражданина с организацией, предоставляющей услугу. В ЕПСС УЭК в качестве носителя информации выступает УЭК гражданина. Карта УЭК является многофункциональной микропроцессорной картой с размещенными в ней независимо функционирующими электронными приложениями. В рамках Подпрограммы стоит задача поэтапного внедрения УЭК и организация выдачи УЭК гражданам, проживающим на территории области.
Одним из важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность субъекта Российской Федерации в сфере новых технологий, является использование пространственных данных, которое играет все более возрастающую роль в экономическом, научном и социальном развитии регионов. Развитие и обеспечение функционирования инфраструктуры пространственных данных способно придать региональной экономике инновационный характер, усилить рыночные механизмы, повысить качество жизни населения, расширить спектр оказываемых услуг.
(раздел 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 29.06.2015 № 46/341)