Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 25.10.2012 № 176/655


Об утверждении государственной программы
Кировской области «Охрана окружающей среды,
воспроизводство и использование природных
ресурсов» на 2013 - 2021 годы

(с изменениями на 6 декабря 2019 года)
___________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 27.12.2019 № 731-П
___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/896
постановлением Правительства Кировской области от 29.04.2013 № 207/250
постановлением Правительства Кировской области от 03.07.2013 № 215/401
постановлением Правительства Кировской области от 17.09.2013 № 227/601
постановлением Правительства Кировской области от 26.11.2013 № 237/785
постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2013 № 242/971
постановлением Правительства Кировской области от 31.03.2014 № 256/229
постановлением Правительства Кировской области от 08.07.2014 № 270/452
постановлением Правительства Кировской области от 03.12.2014 № 13/153
постановлением Правительства Кировской области от 26.12.2014 № 18/237
постановлением Правительства Кировской области от 24.06.2015 № 44/321
постановлением Правительства Кировской области от 02.11.2015 № 68/723
постановлением Правительства Кировской области от 03.02.2016 № 82/48
постановлением Правительства Кировской области от 19.07.2016 № 112/432
постановлением Правительства Кировской области от 06.03.2017 № 51/124
постановлением Правительтсва Кировской области от 28.04.2017 № 63/230
постановлением Правительства Кировской области от 23.10.2017 № 38-П
постановлением Правительства Кировской области от 19.12.2017 № 129-П
постановлением Правительства Кировской области от 02.02.2018 № 60-П
постановлением Правительства Кировской области от 12.09.2018 № 441-П
постановлением Правительства Кировской области от 17.12.2018 № 577-П
постановлением Правительства Кировской области от 15.02.2019 № 59-П
постановлением Правительства Кировской области от 25.07.2019 № 405-П
постановлением Правительства Кировской области от 25.10.2019 № 545-П
постановлением Правительства кировской области от 06.12.2019 № 622-П

_______________________________________________________________________


На основании пункта 2 распоряжения Правительства Кировской области от 19.06.2012 № 180 «Об утверждении перечня государственных программ Кировской области» Правительство Кировской област

постановляет:

1. Утвердить государственную программу Кировской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов» на 2013 - 2021 годы (далее - Государственная программа). Прилагается.

(п. 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 17.09.2013 № 227/601, от 12.09.2018 № 441-П)

2. Определить министерство охраны окружающей среды Кировской области уполномоченным органом, осуществляющим взаимодействие с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральным агентством водных ресурсов в рамках реализации подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса Кировской области» на 2013 - 2020 годы Государственной программы (далее - Подпрограмма).

(п. 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 17.09.2013 № 227/601, от 02.11.2015 № 68/723)

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 25.10.2012 № 176/655


Государственная программа Кировской области
«Охрана окружающей среды, воспроизводство и
использование природных ресурсов» на 2013 - 2021 годы


ПАСПОРТ
государственной программы Кировской области
"Охрана окружающей среды, воспроизводство и
Использование природных ресурсов" на 2013 - 2021 годы

(с изменениями, внесенными постановлением Правительства
Кировской области 28.12.2012 № 189/896, от 03.07.2013 № 215/401,
от 17.09.2013 № 227/601, от 26.11.2013 № 237/785,
от 30.12.2013 № 242/971, от 31.03.2014 № 256/229,
от 03.12.2014 № 13/153, от 26.12.2014 № 18/237,
от 24.06.2015 № 44/321, от 02.11.2015 № 68/723,
от 03.02.2016 № 82/48, от 19.07.2016 № 112/432,
от 06.03.2017 № 51/124, от 28.04.2017 № 63/230,
от 23.10.2017 № 38-П, от 19.12.2017 № 129-П,
от 02.02.2018 № 60-П, от 12.09.2018 № 441-П,
от 17.12.2018 № 577-П, от 15.02.2019 № 59-П,
от 25.10.2019 № 545-П)


Ответственный исполнитель Государственной программы

министерство охраны окружающей среды Кировской области

Соисполнители Государственной программы

министерство лесного хозяйства Кировской области

Наименование подпрограммы

"Развитие водохозяйственного комплекса Кировской области"

Цели Государственной программы

повышение уровня экологической безопасности граждан и сохранение природных систем, развитие и рациональное использование природных ресурсов

Задачи Государственной программы

обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;

обеспечение охраны и рационального использования минерально-сырьевой базы;

уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду;

обеспечение безопасной эксплуатации сооружений водохозяйственного комплекса Кировской области;

обеспечение охраны и рационального использования животного мира

Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы

доля водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения вод) повысился, в общем количестве водохозяйственных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

доля водопользователей, осуществляющих использование водных объектов на основании предоставленных в установленном порядке прав пользования, к общему количеству пользователей, осуществление водопользования которыми предусматривает приобретение прав пользования водными объектами на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование;

доля площади особо охраняемых природных территорий в общей площади территории области;

количество нарушений сроков и порядка рассмотрения документов, представленных на государственную экологическую экспертизу, выявленных по результатам проверок контролирующими органами и вследствие обоснованных жалоб заказчика;

количество обращений юридических и физических лиц по фактам нарушения природоохранного законодательства, не обеспеченных при рассмотрении принятыми административными мерами;

доля выданных лицензий на пользование участками недр местного значения без нарушения сроков и установленного порядка (с 2013 года по 2016 год);

количество закрытых (в том числе ликвидированных или рекультивированных) свалок бытовых отходов;

доля населенных пунктов, охваченных системами сбора и удаления коммунальных отходов, от общего количества населенных пунктов Кировской области;

доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях;

протяженность построенных (реконструированных) сооружений инженерной защиты и берегоукрепления;

количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние;

доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние;

численность основных видов охотничьих ресурсов: лося, кабана, медведя;

доля использования водных биологических ресурсов от выданной квоты;

доля заявителей, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме;

прирост объема запасов общераспространенных полезных ископаемых

Этапы и сроки реализации Государственной программы

срок реализации Государственной программы: 2013 - 2021 годы. Выделение этапов не предусматривается

Объем финансового обеспечения Государственной программы

общий объем финансового обеспечения Государственной программы - 3930443,65 тыс. рублей.

Источники финансирования:

федеральный бюджет - 807446,23 тыс. рублей*;

областной бюджет - 881700,35 тыс. рублей;

местные бюджеты - 50414,75 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 2190882,32 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы

в количественном выражении:

доля водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения вод) повысился, в общем количестве водохозяйственных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, увеличится до 51,72%;

доля водопользователей, осуществляющих использование водных объектов на основании предоставленных в установленном порядке прав пользования, к общему количеству пользователей, осуществление водопользования которыми предусматривает приобретение прав пользования водными объектами на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование, составит 99,48%;

доля площади особо охраняемых природных территорий в общей площади территории области увеличится до 3,01%;;

количество нарушений сроков и порядка рассмотрения документов, представленных на государственную экологическую экспертизу, выявленных по результатам проверок контролирующими органами и вследствие обоснованных жалоб заказчика, составит 0 единиц;

количество обращений юридических и физических лиц по фактам нарушения природоохранного законодательства, не обеспеченных при рассмотрении принятыми административными мерами, составит 0 единиц;

доля выданных лицензий на пользование участками недр местного значения без нарушения сроков и установленного порядка (с 2013 года по 2016 год) составит 100%;

количество закрытых (в том числе ликвидированных или рекультивированных) свалок бытовых отходов к концу 2021 года составит 37 единиц;

доля населенных пунктов, охваченных системами сбора и удаления коммунальных отходов, от общего количества населенных пунктов Кировской области к концу 2018 года составит 38%;

доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, к концу 2021 года увеличится до 67,15%;

протяженность построенных (реконструированных) сооружений инженерной защиты и берегоукрепления составит 1078 метров;

количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, за период реализации Государственной программы составит 13 единиц;

доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, к концу 2021 года увеличится до 57,1%;

численность основных видов охотничьих ресурсов: лося, кабана, медведя ? к концу 2021 года составит не менее 21 тыс. особей, не более 9,0 тыс. особей, не менее 5,1 тыс. особей соответственно;

доля использования водных биологических ресурсов от выданной квоты составит не менее 30%;

доля заявителей, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме, к концу 2018 года составит 1%;

прирост объема запасов общераспространенных полезных ископаемых за 2017 - 2021 годы составит 21298,37 тыс. куб. метров


*Общий объем ассигнований на реализацию Государственной программы за счет средств федерального бюджета (в 2014 году учтено 9594,0 тыс. рублей - возврат неиспользованных остатков прошлых лет субсидии на реализацию федеральной целевой  "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах").

   

1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы,
в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Предметом особого внимания государства является регулирование отношений в области охраны окружающей среды, использования и охраны природных ресурсов, которые представляют собой не только основу для развития экономики и социальной сферы, но и гарантию нормальной жизнедеятельности для нынешних и будущих поколений.

В целом экологическая ситуация в Кировской области не является кризисной, но все же далека и от благополучной. Анализ существующей ситуации показывает, что в области имеются экологические проблемы, не позволяющие в полной мере достичь требуемого качества окружающей среды.

В настоящее время особенно актуальными для Кировской области являются проблемы загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных водных источников, размещения отходов производства и потребления, а также предупреждения возникновения чрезвычайных экологических ситуаций.

В последние годы в целом на территории Кировской области сложилось стабильное состояние атмосферного воздуха, которое сохраняется и в настоящее время. Валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу области в 2011 году составил 217,219 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников - 100,103 тыс. тонн, от передвижных источников - 117,116 тыс. тонн.

По данным доклада Министерства регионального развития Российской Федерации об эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2010 года (далее - доклад Минрегиона России), по объему выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников за 2010 год область находилась на 44 месте в общем рейтинге субъектов Российской Федерации, а от автомобильного транспорта - на 48 месте.

Значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносится передвижными источниками выбросов - 53,9%. За последнее десятилетие отмечается бурный рост парка автомобильного транспорта, что приводит к увеличению концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, особенно городов.

Решение проблемы загрязнения атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта является одной из первоочередных задач в сфере охраны атмосферного воздуха.

В связи с этим для снижения негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения Кировской области необходимо активизировать деятельность, направленную на оптимальную организацию движения автомобилей в городе (значительная часть выбросов происходит в автомобильных пробках и на светофорах), снижение числа старых автомобилей, уменьшение транзитного потока грузовых автомобилей (создание объездных магистралей), увеличение доли транспорта, использующего альтернативные виды топлива, а также на усиление контроля соответствия выбросов автотранспортных средств требованиям экологических стандартов.

Проблемными по-прежнему остаются населенные пункты, в которых сконцентрированы основные промышленные объекты, транспортные потоки, где проживает более половины населения области. Это города Киров, Кирово-Чепецк. Состояние атмосферного воздуха в городах Кирове и Кирово-Чепецке является предметом постоянных жалоб населения.

В среднем по области удельный выброс от стационарных источников в 2011 году составил 0,83 тонны/кв. км (в 2010 году - 0,87 тонны/кв. км), в том числе по г. Кирову - 34,9 тонны/кв. км (в 2010 году - 42,1 тонны/кв. км), по г. Кирово-Чепецку - 249,8 тонны/кв. км (в 2010 году - 294,2 тонны/кв. км), по Кирово-Чепецкому району - 7,8 тонны/кв. км (в 2010 году - 8,1 тонны/кв. км).      

По данным Верхневолжского Управления государственной метеорологической службы, комплексный показатель загрязнения атмосферного воздуха (далее - ИЗА) в населенных пунктах Приволжского федерального округа изменялся в 2011 году от 3 до 14.

ИЗА - это комплексный индекс загрязнения атмосферы, учитывающий несколько примесей. Величина ИЗА рассчитывается по значениям среднегодовых концентраций. Показатель характеризует уровень хронического, длительного загрязнения воздуха.

ИЗА от 5 до 6 - уровень загрязнения «Повышенный»;

ИЗА от 7 до 13 - уровень загрязнения «Высокий»;

ИЗА равно или больше 14 - уровень загрязнения «Очень высокий».

В г. Кирове ИЗА составляет 6.9, а в г. Кирово-Чепецке - 5.1. По значению индекса загрязнения атмосферы в 2011 году г. Кирово-Чепецк не попадает в список городов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

Для снижения антропогенной нагрузки на атмосферный воздух необходимо решить задачу повышения экологической эффективности экономики (модернизация производств предприятий, оснащение источников выбросов современными газопылеулавливающими устройствами, реконструкция очистного оборудования, перевод на более экологически чистые виды топлива - например, природный газ). Вопрос газификации области природным газом является стратегическим не только в плане развития топливно-энергетического комплекса, но и с точки зрения уменьшения выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников.

В центре особого внимания стоят вопросы состояния водных объектов области. Сложившийся уровень антропогенного загрязнения является одной из основных причин, вызывающих деградацию рек, водохранилищ, озерных систем, накопление в донных отложениях, водной растительности и водных организмах загрязняющих веществ, в том числе токсичных, и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников  питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов.

Как и в предыдущие годы, большинство водных объектов Кировской области в 2011 году оценивалось третьим классом, разряд А «Загрязнённые воды» (60% створов) и разряд Б «Очень загрязнённые воды» (30% створов). Только 6,6% створов оценивается четвертым классом, разряд А «Грязные воды». Кислородный режим был благоприятным на всех реках области.

Случаев высокого и экстремально высокого загрязнения поверхностных вод, а также аварийных ситуаций на водных объектах в 2011 году не зарегистрировано.

Состояние водных объектов в местах водопользования населения продолжает оставаться неудовлетворительным.

В 2011 году отмечено ухудшение качества воды в водных объектах по санитарно-химическим показателям в сравнении с 2010 годом. В то же время отмечается улучшение качества воды по санитарно-химическим и микробиологическим показателям в водоёмах в сравнении с 2010 годом.

Несмотря на то, что в 2011 году произошло улучшение качества воды по микробиологическим показателям, процент неудовлетворительных проб воды по санитарно-химическим и микробиологическим показателям превышает среднероссийские показатели и показатели по Приволжскому федеральному округу.

Данные социально-гигиенического мониторинга свидетельствуют о неудовлетворительном качестве поверхностных источников водоснабжения в Кировской области, обусловленном как антропотехногенным воздействием на водные объекты, так и природными факторами. Уже в истоках рек отмечается высокое природное содержание железа и повышенное содержание трудно окисляемых органических веществ. Наиболее загрязнёнными реками области, по данным социально-гигиенического мониторинга, являются реки Вятка, Осиновка и Луза.

В Кировской области очистные сооружения представлены сооружениями механической, физико-химической и биологической очистки.

Существующие очистные сооружения сточных вод на территории облас-ти в большинстве своем находятся в неудовлетворительном состоянии, морально устарели и физически изношены. На многих очистных сооружениях экс-плуатируется технологическое оборудование с большой степенью износа, используются технологически устаревшие схемы очистки сточных вод, которые не обеспечивают должной степени очистки.

В Кировской области на 01.01.2012 насчитывается 7377 эксплуатационных водозаборных скважин, из них 5383 - действующие и резервные, 1994 - бездействующие. Для водоснабжения Кировской области используется 69 родников.

Практически на одном уровне за последние три года наблюдений остается показатель неудовлетворительных по санитарно-химическим показателям проб воды из подземных источников водоснабжения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»