Переселение граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда - важнейшая социальная проблема, которая влияет на прочие социальные процессы в обществе - демографию, здоровье нации, социальную адаптированность отдельных групп населения, степень благоустройства жилых помещений и т.п. Кроме того, жилищный фонд, признанный непригодным для проживания или с высоким уровнем износа, ухудшает внешний облик города, сдерживает развитие городской инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность города.
К жилым помещениям с неудовлетворительными условиями проживания можно отнести весь ветхий жилищный фонд. В соответствии с методическими указаниями по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК-2-04.2004, утвержденными Росстроем 01.01.2004, к ветхому жилищному фонду относятся дома с износом конструкций свыше 70% для каменных и кирпичных зданий и свыше 65% для деревянных зданий и зданий из других местных материалов. По данным инвентаризации в муниципальном образовании "Город Киров" имеется 137,8 тыс.кв.м аварийного и ветхого жилищного фонда, в котором проживает 7200 человек. Перечень ветхого жилищного фонда представлен в Приложении №6 к Программе.
Программа предусматривает инвентаризацию такого фонда, постоянную актуализацию информации о нем, обобщение программных, внепрограммных механизмов и мероприятий по расселению граждан.
Ежегодный мониторинг показывает, что происходит существенный рост количества многоквартирных домов, рассматриваемых на межведомственной комиссии и признаваемых в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, в итоге показатель граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, увеличивается многократно:
Наименование показателя | По годам | |||||
2006 и ранее | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Количество многоквартирных домов, признанных аварийными за текущий период (ед.) |
|
|
|
|
|
|
Общая площадь аварийных домов (м.(2)) | 6020,9 | 7622,5 | 7753,6 | 12969,3 | 24028 | 31152,6 |
Количество граждан (чел.) | 306 | 452 | 584 | 804 | 1406 | 1728 |
Количество семей (ед.) | 128 | 182 | 227 | 283 | 536 | 602 |
Проблемы по обеспечению благоустроенным жильем граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном непригодным для проживания или с высоким уровнем износа, а также по развитию территорий города, занятых в настоящее время таким жилищным фондом, нельзя решать изолированно друг от друга. Самым эффективным решением является программно-целевой метод, обеспечивающий увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также эффективное управление направленными на финансирование программных мероприятий бюджетными средствами.
Программа рассчитана на исполнение в 2008 - 2015 годах и требует значительных финансовых вложений. Планируемые объемы финансирования Программы определяются ежегодно при утверждении бюджета муниципального образования "Город Киров" на соответствующий финансовый год. Объемы финансирования Программы могут корректироваться с учетом реальных возможностей бюджета муниципального образования "Город Киров", а также предоставления финансовой поддержки из средств областного, федерального бюджетов и средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение из аварийного жилищного фонда. Мероприятия, предусмотренные Программой, являются основой для полного решения проблемы до 2015 года.
Переселение граждан, проживающих в аварийных домах, признанных непригодным для проживания до 01.01.2010 года, предполагается осуществить при предоставлении в 2008-2012 годах финансовой поддержки из средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд). Объем расселяемых аварийных домов ограничен и зависит от лимита средств финансовой поддержки Фонда, предоставляемого муниципальному образованию "Город Киров" на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Перечень аварийных домов, расселенных и планируемых к расселению за счет средств Фонда, областного бюджета и бюджета муниципального образования "Город Киров" по годам представлен в приложении 1, 2, 3 к Программе.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного в зонах инвестиционной привлекательности, предполагается осуществлять в комплексе с ветхими домами, расположенными в указанном квартале, на основании решения о развитии застроенных территорий. В данных целях администрацией города проведен предварительный анализ площадок перспективного строительства с целью выявления территорий, в отношении которых может быть принято решение о развитии застроенных территорий. Перечень аварийных домов, планируемых к расселению в соответствии с решением о развитии застроенных территорий, представлен в приложении 4 к Программе.
Оставшиеся аварийные дома, непригодные для проживания и подлежащие сносу, предполагается расселять с использованием средств бюджета муниципального образования "Город Киров". В целях эффективного использования бюджетных средств, направляемых на реализацию Программы, предполагается организация строительства многоквартирных домов с параметрами жилых помещений, соответствующими требованиям для переселения нанимателей и членов их семей из аварийных домов, включенных в перечень домов Программы. Перечень аварийных домов, расселяемых за счет средств бюджета муниципального образования "Город Киров", приведен в Приложении №5 к Программе.
Таким образом, в рамках реализации настоящей Программы предполагается не только расселить объекты ветхого и аварийного жилья, но и высвободить дорогостоящие земельные участки с целью их последующей продажи на торгах.