ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
От 19.07.2011 № 181
Об утверждении концепции областной целевой программы
"Охрана поверхностных водных объектов на территории
Кировской области" на 2012 - 2017 годы
______________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
распоряжением Правительства Кировской области
от 15.11.2013 № 369
______________________________________________________________________
В целях улучшения экологического состояния поверхностных водных объектов, восстановления водных экосистем и рекреационного потенциала поверхностных водных объектов на территории Кировской области, в соответствии с п. 22 а мероприятий по реализации Водной стратегии Россий-ской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 № 1235-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2010 № 2452-р), решением консультативного совета по инвести-ционной политике при Правительстве Кировской области (протокол от 11.07.2011 № 4):
1. Утвердить областной целевой программы "Охрана по-верхностных водных объектов на территории Кировской области" на 2012 - 2017 годы (далее - Концепция). Прилагается.
2. В срок до 01.08.2011 департаменту экологии и природопользования Кировской области (Албегова А.В.) в целях реализации Концепции разрабо-тать проект областной целевой программы "Охрана поверхностных водных объектов на территории Кировской области" на 2012 - 2017 годы (далее - Программа).
3. Установить предельный объем финансирования Программы из областного бюджета в размере 992207,0 тыс. рублей.
4. Определить государственным заказчиком Программы департамент экологии и природопользования Кировской области (Албегова А.В.).
5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Щерчкова С.В.
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых
ОДОБРЕНА
решением консультативного совета
по инвестиционной политике
при Правительстве Кировской области
от 11.07.2011№ 4
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Кировской области
от 19.07.2011 № 181
КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы
"Охрана поверхностных водных объектов на территории
Кировской области" на 2012 - 2017 годы
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Кировской области
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 № 1235-р "Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года" утверждена Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия).
Стратегий определены основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в водоресурсной сфере.
Стратегия закрепляет базовые принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов, предусматривает принятие и реализацию управленческих решений по сохранению водных экосистем, обеспечивающих наибольший социальный и экономический эффект, и создание условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений.
В целях повышения качества воды в поверхностных водных объектах Стратегией поставлены задачи по снижению антропогенной нагрузки на водные объекты и реабилитации водных объектов, решение которых предполагает доведение охраны и восстановления водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.
Реализация Стратегии будет способствовать сбалансированному социально-экономическому развитию страны, поддержанию высокого уровня продовольственной, промышленной и энергетической безопасности и реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Мероприятия по снижению антропогенного воздействия на поверхностные водные объекты позволят достичь высоких экологических стандартов жизни населения, сохранения здоровья граждан, улучшить состояние водных экосистем как необходимого фактора для восстановления видового разнообразия и обеспечения условий для видового воспроизводства водных биоресурсов.
По данным статистической отчетности за 2010 год объем сброса сточных вод Кировской области составил 192,46 млн. м(3), из которых 96,6% составляют загрязненные воды и только 0,3% нормативно очищенные. Из общего объема сброса загрязненные воды, сбрасываемые без очистки, составляют 67,53 млн. м(3 )или 35,1%. Объемы водоотведения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя | Единица измерения | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Водоотведение в поверхностные водоемы, всего | млн.м(3) | 218,35 | 224,46 | 203,33 | 192,46 |
в том числе: | |||||
загрязненных сточных вод | млн.м(3) | 147,27 | 147,31 | 138,59 | 185,9 |
из них: | |||||
без очистки | млн.м(3) | 11,29 | 15,49 | 18,60 | 67,53 |
недостаточно-очищенных | млн.м(3) | 135,98 | 131,82 | 119,99 | 118,37 |
нормативно-чистых | млн.м(3) | 63,13 | 70,03 | 60,92 | 5,97 |
нормативно-очищенных | млн.м(3) | 7,95 | 7,12 | 3,82 | 0,59 |
Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты области ежегодно поступает порядка 140 тыс. тонн загрязняющих веществ (в 2010 году - 133,1 тыс. тонн), из них предприятия жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) сбрасывают 76,9 тыс. тонн (57,8%).
В соответствии с водохозяйственным районированием территории Российской Федерации водные объекты, расположенные на территории Кировской области, относятся к 10 водохозяйственным участкам.
Оценка изменения класса качества воды на водохозяйственных участках выполняется на основании данных государственного учреждения "Кировский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" - специально уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющего в соответствии с возложенными на него полномочиями регулярные наблюдения за состоянием поверхностных водных объектов в части количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.
В 2010 году качество поверхностных водных объектов, расположенных на территории Кировской области, оцениваются 2-м классом качества "слабозагрязненные воды" - 3%, 3-м классом разряд А "загрязненные воды" - 28%, 3-м классом разряд Б "очень загрязненные воды" - 66% и 3% характеризуются как 4 -й класс разряд "грязные".
В целях реализации основных задач, определенных Стратегией, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 № 1235-р "Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года" утвержден мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.
Согласно пункту 22 плана органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны в период 2009 - 2012 года разработать региональные программы в области использования и охраны водных объектов.
Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (далее - Стратегия социально-экономического развития Кировской области) определена цель региональной экологической политики, состоящая в улучшении качества окружающей природной среды и обеспечении комфортных условий проживания населения и формировании экологически ориентированной экономики.
2. Обоснование целесообразности решения
проблемы программно - целевым методом
Для обеспечения улучшения качества воды в поверхностных водных объектах, восстановления водных экосистем и их рекреационного потенциала и создания условий к увеличению количества водохозяйственных участков, класс качества воды на которых повысился, необходима реализация мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту сооружений очистки сточных и ливневых вод.
Недостаточные инвестиции в строительство, реконструкцию и капитальной ремонт очистных сооружений ведут к снижению качества воды в водных объектах, что влечет за собой снижение качества и комфортности проживания населения на территории Кировской области.
Очевидно, что осуществление мер по улучшению качества поверхностных водных объектов требует комплексного и системного подхода.
Учитывая комплекс проблем в сфере очистки сточных вод и необходимость выработки системного решения, обеспечивающего качество и комфортность проживания населения, необходимо использовать программно-целевой метод решения проблем, поскольку они:
входят в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития области, а их решение позволяет обеспечить возможность улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем очистки сточных вод, а также создать условия для устойчивого и эффективного развития жилищно-коммунального хозяйства области;
требуют значительных капитальных вложений за счет расходов бюджетов различных уровней и внебюджетных средств и не могут быть решены в пределах одного финансового года;
требуют формирования комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам;
носят комплексный характер, а их решение окажет положительное влияние на экономическое развитие области и социальное благополучие населения.
Разработка и реализация Программы будет являться важной составной частью региональной экологической политики и обеспечит согласованное проведение мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в области охраны поверхностных водных объектов на территории Кировской области.
Значительная часть затрат, связанных с реализацией Программы, приходится на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сооружений полной очистки сточных и ливневых вод, находящихся в муниципальной собственности и в собственности хозяйствующих субъектов. Использование программно-целевого метода в решении проблем предотвращения загрязнения водных объектов сточными водами позволит усилить концентрацию имеющихся финансовых ресурсов для решения первоочередных задач по улучшению качества поверхностных водных объектов.
Мероприятия носят преимущественно инвестиционный характер и являются масштабными, так как предполагаются к реализации на территории всей области.
Многообразие направлений деятельности в сфере охраны окружающей среды и природопользования делает невозможным решение имеющихся проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, обуславливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Развитие промышленности, сельского хозяйства и предприятий коммунального хозяйства оказывает значительную антропогенную нагрузку на поверхностные водные объекты Кировской области, определяют факторы воздействия на состояние заболеваемости и демографические показатели населения. Так, воды рек Кировской области, в особенности реки Вятка и ряда ее притоков, принимают значительное количество сточных вод от промышленных и коммунальных предприятий и становятся непригодными для хозяйственно-питьевых нужд без специальной водоподготовки. Практически вся территория области (исходя из данных гидрохимических наблюдений и характера антропогенной нагрузки) оценена как не обеспеченная поверхностными водами питьевого качества. Только северные районы области относятся к ограниченно обеспеченными поверхностными водами для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
В целом в области остро стоит проблема загрязнения поверхностных водных объектов и качества питьевой воды. Основными причинами их неудовлетворительного состояния являются сброс без очистки или недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых, производственных и поверхностных (дождевых и талых) сточных вод, неудовлетворительная эксплуатация морально и физически устаревших, крайне изношенных и не соответствующих по своей мощности объему сбрасываемых стоков очистных сооружений, отсутствие очистных сооружений, захламление прибрежной полосы и водоохраной зоны и их самовольные захваты.
Существующие очистные сооружения сточных вод на территории области в большинстве своем находятся в неудовлетворительном состоянии, морально устарели и физически изношены. Некоторые очистные сооружения не обеспечивают нормативной очистки сточных вод из-за неполного состава сооружений. Например, технологическая схема очистки сточных вод на очистных сооружениях микрорайона Каринторф г. Кирово-Чепецка имеет отклонения от проектной (исключена линия доочистки вод в песчаных фильтрах).
В восьми районных центрах области сточные воды сбрасываются в поверхностные водные объекты без очистки, это: Афанасьево, Кильмезь, Опарино, Нагорск, Нема, Подосиновец, Уни, Фаленки. В поселке Афанасьево и в Афанасьевском районе отсутствует централизованная система водоотведения, канализованы отдельные здания с отведением сточных вод на автономные малые очистные сооружения (септики, песчано-гравийные фильтры), которые в настоящее время практически не функционируют. Аналогичная ситуация в Кильмезском и Нагорском районах.
Имеющиеся очистные сооружения на объектах ЖКХ были построены и введены в эксплуатацию в 80-90-е годы в рамках программ, финансируемых за счет существовавшего тогда областного экологического фонда. Из 25 крупных населенных пунктов области очистные сооружения были построены лишь в 9 населенных пунктах (г. Луза, п. Демьяново, г. Мураши, г. Белая Холуница, п. Кикнур, г. Яранск, г. Вятские Поляны, п. Мурыгино, п. Восточный).
В связи с высокой степенью износа сетей и сооружений водоотведения во многих населенных пунктах области требуется их реконструкция. Города: Кирово-Чепецк, Котельнич, Вятские Поляны, Мураши, Нолинск, Омутнинск, поселки городского типа Даровской, Лебяжье, Восточный, Суна; поселки: Ключи, Перекоп, Ленинская Искра, Карпушино, Светлый, Комсомольский, Заря, Маромица, Ленинское; сёла: Филиппово, Каринка, Макарье, Красногорье, Молотниково, Боровка; деревни: Марковцы, Ветоши, Малый Конып.
Практически не вводятся в эксплуатацию новые установки и не внедряются современные технологии очистки загрязненных стоков. Требуется строительство современных очистных сооружений по новым технологиям в поселках городского типа Богородское, Нема, Опарино, Свеча, Фаленки, Юрья, поселке Лальск.
По данным государственной статистической отчетности за 2009 год, в поверхностные водные объекты Кировской области осуществляют сброс сточных вод 182 хозяйствующих субъекта, которые имеют 269 выпусков сточных вод в поверхностные водные объекты, их них по 65 выпускам сточные воды сбрасываются без очистки.
Основными источниками загрязненных сточных вод являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства и промышленности.
В области централизованной системой водоотведения в среднем охвачено 56,9 % жилищного фонда. 60 предприятий сферы ЖКХ, находящиеся в муниципальной собственности, осуществляют сброс сточных вод по 87 выпускам, из которых по 14 выпускам сточные воды сбрасываются без очистки. Обеззараживание сточных вод проводится только на 75 % очистных сооружений.
Объем сброса загрязненных сточных вод предприятиями жилищно-коммунального хозяйства составляет свыше 49 % общего объема сброса загрязненных сточных вод в Кировской области. Причинами этого являются значительный износ очистных сооружений, применение устаревших технологий очистки сточных вод, прием объектами жилищно-коммунального хозяйства загрязненных стоков промышленных предприятий.
Высокую степень воздействия на водные объекты оказывает рассредоточенный (диффузный) сток с селитебных территорий, занятых отвалами и отходами промышленного производства, и сельскохозяйственных площадей, а также трансграничные загрязнения.
Сложившийся уровень отрицательного антропогенного воздействия является одной из основных причин, вызывающих деградацию рек, озерных систем, накопление в донных отложениях, водной растительности и водных организмах загрязняющих веществ, в том числе токсичных, и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов.
Сложившаяся отрицательная ситуация, связанная с загрязнением водных объектов, обусловлена неудовлетворительным техническим состоянием систем водоотведения и очистки сточных вод, неустойчивым финансовым состоянием предприятий коммунального комплекса, несовершенством нормативной правовой базы и экономических механизмов в сфере водопользования.
Анализ состояния поверхностных водных объектов на территории области указывает на наличие проблемных вопросов, которые требуют решения: