БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 июля 2010 года № 57/293


Об утверждении программы "Развитие конкуренции
в Кировской области" на 2010-2012 годы


Рассмотрев проект программы "Развитие конкуренции в Кировской области" на 2010 - 2012 годы, представленный рабочей группой, созданной распоряжением Председателя Правительства области от 06.12.2009 № 152-пр "О создании рабочей группы", и в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 691-р "Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации" Правительство Кировской области

постановляет:

1.Утвердить программу "Развитие конкуренции в Кировской области" на 2010 - 2012 годы. Прилагается.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Казаковцева О.А.

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю.Белых

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 06.07.2010 № 57/293

     

ПРОГРАММА
"Развитие конкуренции в Кировской области"
на 2010- 2012 годы



1. Введение


Стратегией социально-экономического развития Кировской области до 2020 года, одобренной постановлением Правительства области от 06.12.2009 № 33/432 "О внесении изменения в постановление Правительства области от 12.08.2008 № 142/319", определена стратегическая цель - повышение качества жизни населения до уровня лидеров Приволжского федерального округа на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы.

Для достижения указанной цели необходима реализация комплекса мер, направленных на создание условий для обеспечения потребностей населения в товарах и услугах, возможностей ведения бизнеса, обеспечение условий для состязательности предприятий, повышение эффективности их деятельности.

Решение задач, поставленных Стратегией социально-экономического развития Кировской области до 2020 года, возможно только при наличии конкурентной среды.

Политика в сфере конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность и эффективность экономики и в конечном итоге качество жизни населения.

Программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 691-р "Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации" и определяет основные направления развития конкуренции в Кировской области до 2012 года.

Основной целью Программы является развитие конкуренции во всех отраслях экономики и предполагает решение следующих задач:

устранение необоснованных административных и экономических барьеров "вхождения" на рынок товаров и услуг;

сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности организаций;

создание информационной открытости деятельности органов власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;

развитие системы государственного и муниципального заказа;

развитие транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры и обеспечение её доступности для участников рынка;

мониторинг информации о ситуации на региональных рынках с целью принятия оперативных управленческих решений, направленных на развитие конкуренции;

повышение инвестиционной привлекательности территории.

Программа "Развитие конкуренции в Кировской области"  на 2010-2012 годы включает меры по развитию конкуренции, связанные с расширением возможностей и стимулов для занятия предпринимательской деятельностью.

2. Краткая характеристика и оценка конкурентной среды на товарных
рынках, цели и задачи по развитию конкуренции в приоритетных отраслях



2.1. Рынок сельскохозяйственной продукции


Значительная часть муниципальных образований области имеет сельскохозяйственную специализацию, поэтому развитие территории напрямую зависит от уровня развития сельского хозяйства. Удельный вес продукции агропромышленного комплекса в общем объеме валового регионального продукта области составляет 8,2%.

В Кировской области производится 2,2 % российского объема цельномолочной продукции и кондитерских изделий, 1,6 % - масла животного, 1,5 % - хлеба и хлебобулочных изделий, 1,0 % - мяса и субпродуктов 1 категории.

Всего на территории области производят сельскохозяйственную продукцию 466 организаций различных форм собственности, из них крупных и средних - 164, малых и прочих - 302. Среди крупных и средних сельскохозяйственных организаций производят зерно 137 организаций или 84% от их общего количества, молоко - 133 (81%), мясо крупного рогатого скота - 137 (84%), мясо свиней - 53 (32%). Из малых предприятий производством зерна занимаются 211 сельхозорганизаций (78% от их общего количества), молока - 195 (72%), мяса крупного рогатого скота - 197 (73%), мяса свиней - 39 (14%).

Крупными товаропроизводителями на рынке производства мяса свиней является закрытое акционерное общество Агрофирма "Дороничи" г. Киров, на рынке производства мяса птицы - открытое акционерное общество "Птицефабрика "Костинская" г. Киров и общество с ограниченной ответственностью "Кирово-Чепецкая птицефабрика" Кирово-Чепецкий район, на рынке яиц - сельскохозяйственный производственный кооператив - сельскохозяйственная артель (колхоз) "Птицевод" Яранский район, общество с ограниченной ответственностью "Советская агрофирма" Советский район и закрытое акционерное общество "Зуевская птицефабрика" Зуевский район, на рынке производства овощей закрытого грунта - закрытое акционерное общество Агрокомбинат племзавод "Красногорский" г. Киров.

Производством пищевых продуктов, включая напитки, в области занимаются 536 хозяйствующих субъектов, из них 140 крупных и средних, 194 малых и 202 индивидуальных предпринимателя.

Производство большинства товаров продовольственной группы осуществляется в условиях конкуренции. На сегодня номенклатура хлебобулочных и кондитерских изделий насчитывает свыше 600 наименований, мяса и мясопродуктов (в том числе колбасных изделий) - свыше 400 наименований, молочной продукции - свыше 100 наименований. В области отмечается достаточно высокий уровень конкуренции местных производителей продовольствия между собой, а также с производителями из-за пределов Кировской области. В качестве оценки уровня конкуренции по конкретным товарным группам может служить соотношение объемов собст-

венного производства по ним с объемами их потребления. Например, по данным департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, соотношение объемов собственного производства и потребления на душу населения области в 2009 году по молоку (и молочной продукции), по мясу свиней, по мясу птицы и говядины выглядит следующим образом:

по молоку (и молочной продукции): производство - 357 кг; потребление - 279 кг;

по мясу говядины: производство - 5,0 кг; потребление - 18,1 кг;

по мясу свинины: производство - 5,2кг; потребление - 21,8 кг;

по мясу птицы: производство - 5,9 кг; потребление - 18,1 кг.

В то же время отсутствует конкуренция за сельскохозяйственное сырьё между переработчиками, в первую очередь, за молоко-сырье, зерно, скот на убой и т.п.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, включены 30 предприятий агропромышленного комплекса, в том числе по производству хлеба и хлебобулочных изделий - 25, молока и молочных продуктов - 2, маргариновой продукции - 1, колбасных изделий - 1, алкогольных напитков - 1.

К основным проблемам развития конкурентной среды на рынке сельскохозяйственной продукции относятся:

высокая стоимость ресурсов, потребляемых в сфере производства (горюче-смазочные материалы, энергоносители, удобрения, топливо, техника), и низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

слаборазвитая заготовительная система;

малая доля работающих сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов;

недостаток торговых мест для личных подсобных хозяйств на территориях сельских и особенно городских поселений, который сдерживает выход на агропродовольственные рынки продукции личных подсобных и фермерских хозяйств, товарность которой остается низкой.

          Одной из главных проблем развития конкуренции в агропродовольственном секторе экономики Кировской области является отсутствие мотивации у переработчиков молока, скота и зерна наращивать объемы производства и расширять сбыт продукции за пределы области. Причина - импорт в Россию молочной продукции, мяса, растительного (пальмового) масла, и т.п., а также сокращение внутреннего потребления зерна из-за уменьшения поголовья скота во всех категориях хозяйств. По этой причине переработчики области не заинтересованы в развитии собственной сырьевой базы, не стимулируют сельскохозяйственных товаропроизводителей области выгодными закупочными ценами на зерно, молоко-сырьё и скот.

В результате сельскохозяйственные и перерабатывающие организации не используют потенциальные возможности по наращиванию объемов производства сельскохозяйственной продукции, что снижает их конкурентные преимущества, в том числе на межрегиональных рынках, и усиливает негативные тенденции: низкую доходность организаций, отсутствие средств для внедрения новых технологий, низкую оплату труда, деградирующую социальную инфраструктуру села и дефицит кадров.

Основными проблемами для вхождения на рынок продукции местных товаропроизводителей являются:

высокая насыщенность агропродовольственного рынка местной продукцией и низкая покупательная способность потребителей;

неразвитость сбытовой инфраструктуры в городских поселениях, обеспечивающих прямые продажи сельхозпродукции от производителя потребителю (населению).

Основной целью развития конкурентной среды в сфере агропромышленного комплекса является снижение импортозависимости по продовольствию путем расширения ассортимента товаров местного производства и развитие различных форм торговли.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

создание условий для развития пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе по техническому перевооружению, закрепление организаций мясной и молочной промышленности на межрегиональных продовольственных рынках;

развитие семеноводства сельскохозяйственных культур как высокорентабельной отрасли, ориентированной на полное обеспечение растениеводства области оригинальными и элитными семенными материалами;

дальнейшее укрепление племенной базы ускоренного развития отрасли животноводства, повышение на этой основе генетического потенциала сельскохозяйственных животных и расширение возможности продажи племенного молодняка за пределы области;

создание условий для формирования мясного скотоводства, использование возможностей увеличения производства свинины, говядины и мяса птицы;

создание предпосылок для развития малых форм хозяйствования на селе, роста производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;

содействие технической и технологической модернизации сельского хозяйства, в том числе по обновлению машинно-тракторного парка;

развитие современной инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции с использованием рыночных механизмов.

2.2. Потребительский рынок


Потребительский рынок области характеризуется стабильной ситуацией с удовлетворением спроса населения на основные продовольственные и непродовольственные товары, высоким уровнем товарной насыщенности рынка и высокой конкуренцией, особенно в торговле продовольственными товарами.

В развитии потребительского рынка наблюдаются положительные тенденции: рост числа предприятий, рост оборота розничной торговли, устойчивое насыщение торговой сети основными продовольственными и непродовольственными товарами.

Развитие розничной торговли области основывается на повышении уровня обслуживания потребителей, безопасности и качества реализуемых товаров, обеспечении защиты прав потребителей.

На 01.01.2009 в составе статистического регистра хозяйствующих субъектов по Кировской области учтено 13,2 тыс. предприятий и организаций оптовой торговли, розничной торговли и общественного питания, что составляет 33,1% от общего количества хозяйствующих субъектов области.

На современном этапе торговля входит в число ведущих отраслей экономики, определяющих направление и результаты развития региона.

Оборот розничной торговли и общественного питания формируется на 39,5% за счет крупных организаций и субъектов среднего предпринимательства, на 33,3% - малыми предприятиями, на 22,3% - индивидуальными предпринимателями и 4,9% - за счет продажи на рынках и ярмарках.

Розничная сеть в последние годы развивается как за счет открытия крупных торговых предприятий с современным дизайном, использующих передовые технологии, так и за счет предприятий в формате "удобного магазина", расположенного в радиусе территориальной и пешеходной доступности населения.

Развитие розничной торговли в последние годы осуществляется за счет развития региональных сетевых структур, а также приходом в область представителей федеральных сетей.

В текущем году на региональном рынке торговли появились представители новых торговых структур, в том числе как иностранных инвесторов (общество с ограниченной ответственностью "МЕТРО "Кэш энд Керри"), так и российских сетевых компаний (закрытое акционерное общество "Тандер" - сеть магазинов "Магнит").

В ближайшей перспективе планируется открытие предприятий компании "Х5 Ритейл-групп", а также предприятий общественного питания быстрого обслуживания.

Развитие предприятий сетевых компаний оказывает положительное влияние на удовлетворение покупательского спроса, улучшение качества торгового обслуживания населения, а также повышение конкуренции на потребительском рынке.

В связи с интенсивным развитием цивилизованных форм торговли доля рыночной торговли в последние годы имеет устойчивую тенденцию к снижению и составляет в настоящее время 5 % в общем объеме товарооборота.

В отношении мелкорозничной торговли в различных ее видах наблюдается постепенное сокращение этого сегмента рынка в пользу стационарной сети.

В настоящее время в области осуществляются меры, направленные на формирование устойчивой конкурентной среды в сфере розничной торговли продовольственными товарами. В области реализуется Программа мероприятий по развитию конкуренции на продовольственном рынке области на 2008-2010 годы, утвержденная распоряжением Правительства области от 13.10.2008 № 423 "Об утверждении программы мероприятий по развитию конкуренции на продовольственном рынке Кировской области на 2008-2011 годы".

Сдерживающими факторами вхождения в рынок новых структур и развития их в регионе являются:

высокая арендная плата;

недостаточный платежеспособный спрос;

недостаток финансовых средств;

сложности с получением кредитных ресурсов.