Настоящая методология разработана в целях формализации оценки влияния возможных рисков, влияющих на реализацию отдельных мероприятий и Программы реформирования в целом, и устанавливает перечень.
Методология оценки рисков состоит из нескольких этапов:
1. Определение перечня рисков, возникающих в ходе реализации мероприятий Программы реформирования.
Риски, возникающие в ходе реализации мероприятий Программы, условно делятся на следующие группы:
1.1) группа социально-экономических рисков. Данные риски связаны с изменениями экономической деятельности муниципального образования, внутренней социально-экономической среды, в том числе промышленного развития территории, социальной напряженности и уровня социального благополучия. В группе социально-экономических рисков можно выделить следующие факторы, влияющие на возникновение рисков:
а) политический фактор, который выражается в изменениях политической системы, расстановке политических сил в обществе, политической нестабильностью;
б) экологический фактор выступает как возможность потерь, связанных с природными катастрофами, ухудшением экологической ситуации;
в) фактор финансового регулирования, включающий изменения инвестиционной привлекательности муниципального образования, экономических нормативов, валютного регулирования, процентной политики, регулирования рынка ценных бумаг;
д) прочие факторы, возникающие в связи с влиянием инфляции, экономических преступлений, недобросовестностью хозяйственных партнеров, возможностями неисполнения, неполного или некачественного исполнения партнерами взятых на себя обязательств;
1.2) группа нормативных правовых рисков. Риски данной группы связаны с изменениями федерального и регионального законодательства в сфере бюджетно-налоговой и финансовой политики и, как следствие, сопряжены с возникновением несогласованности нормативных правовых актов, принятых в рамках Программы реформирования, с новыми требованиями федерального и регионального законодательства;
1.3) группа операционных рисков. Риски этой группы возникают в процессе реализации своих функций бюджетными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями и т.п. и обусловлены недостаточной квалификацией работников и руководителей;
1.4) группа системных рисков. Данные риски связаны с недостаточной квалификацией муниципальных служащих, недобросовестным исполнением ими своих обязанностей, а также с утверждением в рамках реализации Программы нормативно-правовых актов, которые не в полной мере учитывают особенностей мероприятий и недостаточно точно регламентируют процессы в системе управления муниципальными финансами;
1.5) специфические риски. Риски, характерные только для данного мероприятия. Данная группа рисков носит в основном методологический характер и выражается в некачественном формировании методик, которые не учитывают всех особенностей нормативно-правового регулирования, экономико-финансовых и управленческо-административных взаимоотношений, характерных для реализации каждого мероприятия Программы реформирования, а также в некорректном применении этих методик.
2. Определение возможных негативных последствий наступления рисков, препятствующих качественной реализации мероприятий Программы.
Негативные последствия наступления рисков.
Негативные последствия наступления рисков определяются в рамках каждой конкретной тактической задачи путем осуществления логических выводов, основанных на анализе и определении группы рисков, влияющих на реализацию мероприятия Программы.
3. Оценка степени негативного влияния факторов риска на качество управления муниципальными финансами и оценка возможности принятия и минимизации рисков в рамках реализации Программы реформирования.
В зависимости от масштаба негативных последствий степень угрозы каждой группы рисков подразделяется на незначительную, управляемую и недопустимую. По итогам оценки степени угрозы при данном варианте реализации Программы принимается решение о возможности принятия к исполнению, принятии к исполнению с определенными условиями, невозможности принятия к исполнению без корректировки методологии реализации мероприятия.
Оценка возможности принятия и минимизации рисков в рамках реализации Программы реформирования приведена в таблице 18.
Таблица 18
Оценка возможности принятия и минимизации рисков
в рамках реализации Программы реформирования
Предполагаемая | Характеристика возможных | Принятие рисков с точки | |||
Незначительная | Негативные последствия не | Данный вариант реализации | |||
Управляемая | Негативные последствия | Такой вариант реализации | |||
Недопустимая | Нарушение ограничений | Данный вариант реализации |