Преступность, существуя в обществе, пронизывает различные его сферы, определяет состояние общественной и личной безопасности, препятствует эффективному проведению социально-экономических преобразований. Поэтому особое значение приобретает выработка комплексных мер, направленных на предупреждение, выявление, устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений.
Система профилактики правонарушений предусматривает консолидацию усилий органов государственной власти и местного самоуправления области, правоохранительных органов и населения в противодействии преступности, терроризму, экстремизму и иным противоправным деяниям.
Решаемые тем самым проблемы соответствуют приоритетным задачам национальной безопасности, сформулированным в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, а также задачам социально-экономического развития Кировской области, направленным на обеспечение комфортной среды проживания населения, повышение личной безопасности граждан, определенным Стратегией социально-экономического развития Кировской области до 2020 года (далее - Стратегия), принятой постановлением Правительства области от 12.08.2008 № 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года".
Сложившуюся в Кировской области криминогенную ситуацию порождает целый ряд причин и тенденций, большинство из которых имеют социально-экономические, нравственные, правовые и организационные корни.
В результате реализации областной целевой программы "Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Кировской области" на 2006 - 2009 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 08.08.2006 № 68/191 "Об утверждении областной целевой программы "Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Кировской области" на 2006 - 2009 годы", удалось добиться определенных положительных показателей состояния преступности.
Наметилась тенденция снижения преступности. Так, за 2006 год число зарегистрированных преступлений сократилось на 7,9%, за 2007 год - на 19,1%, за 2008 год - на 10,8%. В структуре преступности увеличился удельный вес раскрытых преступлений: с 52,9% в 2006 году до 61,0% в 2008 году.
В 2008 году отмечено снижение таких тяжких и особо тяжких преступлений, как умышленные убийства (на 18%, со 189 до 155), изнасилования (на 14,7%, с 68 до 58), разбои (на 22,9%, со 188 до 145).
В структуре преступности наиболее распространенными являлись кражи, хотя их количество ежегодно сокращалось. Например, в 2008 году на 34,5% снизилось число краж автомашин, на 21,6% - квартирных краж.
На 14,1% сократилось количество преступлений, совершенных в общественных местах, в том числе на 4,2% - совершенных на улицах.
Отмечено снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними. В 2008 году оно составило 31,5% к показателю 2007 года, сократилось число участников преступлений на 28,7%.
Общее число лиц, участвовавших в совершении преступлений, сократилось на 8,1% (с 13856 до 12735).
Таким образом, системная целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления области в рамках реализации областной целевой программы "Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Кировской области" на 2006 - 2009 годы, ее координация межведомственной комиссией при Правительстве области по профилактике правонарушений способствовали позитивным изменениям в динамике и структуре преступности. Об этом свидетельствует и выполнение большинства целевых индикаторов названной программы.
Вместе с тем достигнутые результаты нельзя признать устойчивыми.
Темп снижения преступности в области ниже, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу и по России. В 2008 году по сравнению с 2007 годом количество преступлений по области сократилось на 205,5 единицы, по Приволжскому федеральному округу - на 320,2, по России - на 258,9.
Не достигнуты планируемые показатели снижения количества преступлений, совершенных в общественных местах, в том числе на улицах, которые формируют негативное общественное мнение об уровне защищенности от преступных посягательств.
Несмотря на снижение уровня преступности несовершеннолетних, благополучным положение назвать нельзя. Область занимает 13 (из 14) место по Приволжскому федеральному округу по удельному весу преступности несовершеннолетних, который составляет 8%. Лицами, не достигшими 18-летнего возраста, в 2008 году совершено 6 убийств с покушениями, 17 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, 155 разбоев и грабежей, 733 кражи. В 7 районах области зарегистрирован рост преступности несовершеннолетних. Криминальная активность подростков - результат их безнадзорности, беззащитности перед антиобщественным поведением взрослых.
В 2008 году выявлено 5046 человек, ранее совершавших преступления, что на 20,9% меньше показателя 2007 года. Однако удельный вес рецидивной преступности остался высоким (по области он составляет 37,5%, по Приволжскому федеральному округу - 3.1,3%, по России - 29,6%).
Снижение рецидивной преступности может быть достигнуто реализацией комплекса профилактических мероприятий по двум направлениям: создание условий для эффективной занятости осужденных и помощь в социальной адаптации лицам, освободившимся из учреждений уголовно-исполнительной системы.
Значительное влияние на состояние преступности оказывают факторы, связанные с социально-экономическим и нравственным состоянием общества.
Так, в составе лиц, совершивших преступления, более половины (54,6%) не имели постоянного источника дохода, 39,6% - лица, ранее совершавшие преступления, каждый пятый в момент совершения преступления находился в состоянии алкогольного опьянения. В условиях осложнения социально-экономической ситуации, порождающей рост безработицы и снижение доходов населения, количество обусловленных социальными мотивами преступлений может возрасти.
Несмотря на улучшение показателя раскрываемости преступлений, общее количество нераскрытых преступлений в 2008 году осталось значительным и составило почти 10 тысяч. Основная их часть приходится на преступления небольшой и средней тяжести. В отдельных муниципальных районах не раскрывается до 50 - 60% краж.
В настоящее время появилась новая угроза личной безопасности граждан - нелегальная миграция. Нелегальные мигранты, уклоняясь от правоохранительных органов, не могут воспользоваться услугами учреждений здравоохранения, социального обеспечения и образования. Круг их общения ограничивается лицами, находящимися в таком же положении. Будучи изолированными от общества и не имея возможности найти постоянную работу, они зачастую встают на путь преступлений. В 2008 году зарегистрировано 129 преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, из них 15 - тяжкие и особо тяжкие. Ежегодно в исправительных учреждениях Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кировской области содержится до 1 тысячи иностранных граждан и лиц без гражданства. Остро стоит вопрос об организации применения мер, направленных на обеспечение контроля за своевременным убытием иностранных граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и недопущение их возвращения на территорию области.
Для обеспечения стабильности оперативной обстановки и целенаправленной работы по противодействию возможным экстремистским угрозам на территории области большое значение придается выявлению причин и условий формирования экстремистских взглядов, предупреждения негативных проявлений. Предупреждение должно заключаться в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают экстремизм, либо ему благоприятствуют.
Реальную угрозу для экономики области представляет коррупция. По официальным данным Управления Министерства внутренних дел России по Кировской области за 1 полугодие 2012 года зарегистрировано 228 преступлений коррупционной направленности, в том числе 73 факта мошенничества, 64 факта присвоения или растраты, 54 факта дачи взятки или посредничества в даче взятки, 31 факт получения взятки, 4 факта коммерческого подкупа, 2 факта злоупотребления должностными полномочиями.
Дальнейшее совершенствование деятельности по борьбе с коррупцией требует широкого общесоциального подхода, применения не только правовых, но и экономических, организационно-управленческих, культурно-воспитательных и иных мер, реализация которых позволит создать серьезные предпосылки для качественного изменения ситуации в сфере противодействия коррупционным проявлениям.
Срок действия областной целевой программы "Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Кировской области" на 2006 - 2009 годы заканчивается в 2009 году. Однако остаются нерешенными проблемы, связанные с обеспечением общественного порядка в жилом секторе, безопасностью граждан на улицах и в других общественных местах, преступностью несовершеннолетних. Нуждается в совершенствовании система реабилитации ранее судимых, профилактики имущественных преступлений.
Практика противодействия преступности требует консолидации усилий всех субъектов профилактической деятельности. Коренного перелома в решении вопросов профилактики правонарушений можно добиться только в случае обеспечения комплексного подхода, подкрепленного соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами.
(раздел 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 18.10.2011 № 123/509, от 16.01.2012 № 135/3, от 07.08.2012 № 165/458)