В соответствии с Федеральным законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 25.10.2001 № 136-ФЗ "Земельный кодекс Российской Федерации", от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от 29.12.2004 № 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к обязанностям и полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности и землеустройства относятся:
- утверждение генеральных планов городского округа,
- утверждение правил землепользования и застройки,
- утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории,
- утверждение местных нормативов градостроительного проектирования,
- ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа,
- установление границы городского округа,
- резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд,
- инвентаризация земельных участков,
- установление публичных сервитутов в целях обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения,
- принятие решений о развитии застроенных территорий,
- формирование земельных участков под многоквартирными домами,
- предоставление земельных участков для строительства, в том числе их формирование,
- утверждение схем размещения земельных участков (границ земельных участков, частей земельных участков).
К настоящему времени нормативно-правовая база, позволяющая обеспечивать реализацию полномочий органов местного самоуправления в данной сфере практически сформирована.
Нерешенной является проблема разработки документов и документации, которые в силу материальной затратности и технической сложности до настоящего времени не были разработаны.
Это, прежде всего, документация уровня:
- документы территориального планирования (генплан), которые основываются на анализе совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов и разрабатывается в целях устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений,
- градостроительного зонирования (Правила землепользования и застройки), позволяющего определить на всей территории и для каждого земельного участка виды разрешенного использования, параметры разрешенного строительства,
- планировочной документации - документации, позволяющей сформировать земельные участки, в том числе с целью их предоставления путем проведения аукционов.
До настоящего времени при проектировании новых объектов проектные организации пользуются единственным документом - СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство", который имеет нормативы по обеспеченности объектами строительства и благоустройства, в том числе приобъектными автостоянками, исходя из уровня автомобилизации по состоянию 1989 года.
Необходимость выполнения работ по межеванию застроенных территорий с постановкой земельных участков на кадастровый учет вызвана насущной проблемой - отсутствием информации о земельных участках и их правообладателях. В отсутствии сведений о земельных участках и их правообладателях налогооблагаемая база по земельному налогу в городе Кирове в настоящее время значительно отличается от фактического состояния дел.
Необходимость решения указанных проблем программно-целевыми методами обусловлена комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разнородных мероприятий правового, организационного и технического характера.