Согласно Регионального доклада Управления охраны окружающей среды и природопользования Кировской области за 2007 год в целом экологическая ситуация в области отражает тенденцию последних лет стабильности состояния окружающей среды.
Основной задачей в этой сфере на территории области является обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду.
Леса оказывают огромное положительное воздействие на экологическое состояние природных комплексов в результате биологических функций, как регулирование и фильтрование водного стока, предотвращение эрозии почв, сохранение и повышение плодородия почв, сохранение биологического разнообразия, обогащение атмосферы кислородом и связывание углерода, благоприятное влияние на формирование климата и предотвращение загрязнения воздушного бассейна.
Земли лесного фонда Кировской области составляют 67,3 процентов от общего земельного фонда области и используются для следующих целей:
- трасс газонефтепроводов - 0.1 тыс. га;
- трасс линий электропередач - 0.3 тыс. га;
- трасс под дороги общего пользования, лесовозных дорог (железных и автомобильных), а также лесохозяйственных и противопожарных составляет 42.5 тыс. км (см. таблицу 1.2.5.1), из них железных 1.4 тыс. км., автомобильных с твердым покрытием 41,1 тыс. км; имеется 2,7 тыс. км зимников ориентировочной площадью 2,1 тыс. га. Общая площадь лесфонда, занятая под дороги составляет 45,6 тыс. га.
Кроме того, нарушения почвенного покрова возникают при использовании территории под погрузочные площадки при лесозаготовках, разработках карьеров при добыче минерального сырья и прочих видах хозяйственной деятельности.
Основными видами воздействия на земли (почвы) при строительстве и эксплуатации объектов определены:
- изменение рельефа территории, рекультивация;
-загрязнение отходами, образующимися в результате хозяйственной деятельности, и предполагаемая зона загрязнения данными отходами;
- деградация поверхности почвы.
Отрицательное воздействие на почву в виде повреждения почвенного покрова, его загрязнения, изменения рельефа происходит при устройстве волоков, при лесосечных работах, строительстве лесовозных дорог и веток, при расчистках площадок под склады и так далее.
При строительстве лесовозных дорог нарушение земель возможно на всей площади земельного отвода, поэтому должна предусматриваться полная рекультивация всех земель, временно занимаемых под объекты.
Рекультивации подлежат:
- карьеры, разрабатываемые для сооружения земляного полотна лесовозных дорог и дорожного покрытия;
- сосредоточенные и притрассовые резервы;
- участки земель, временно отведенные для хранения растительного слоя, снятого на полосе строящихся дорог, верхние склады и так далее;
- участки земель под погрузочными площадками.
В комплекс работ по рекультивации нарушенных земель включены следующие мероприятия:
- уплотнение откосов, карьеров и резервов;
- планирование растительного грунта на уплотненные поверхности и откосы карьеров и резервов;
- дискование почв;
- посадка древесно-кустарниковой растительности, пригодной для рекультивации;
- содействие естественному заращиванию.
При строительстве лесовозных дорог предусматривается перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, в земли других категорий, в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование земельными участками. На площади временного и постоянного отвода земель производится единовременная вырубка (изъятие) лесной растительности и этим лесному хозяйству наносится определенный ущерб.
Мероприятия по охране и рациональному использованию земель при строительстве дорог включают в себя следующие мероприятия:
- вырубку растительности строго в полосе земельного отвода;
- полное использование (реализацию) вырубленной древесины;