Эффективность осуществления разработанного Лесного плана характеризуют целевые прогнозные показатели, сведения о которых приведены в таблице 3.2.1 и в Приложении 23 Тома 2 Лесного плана. Их перечень утвержден приказом МПР России от 11.04.2007 № 87.
Результаты разработки Лесного плана Кировской области демонстрируют положительную динамику развития практически всех сторон лесного хозяйства. На планируемый период почти удвоится использование древесных ресурсов за счет, главным образом, улучшения доступности удаленных участков лесного фонда и осуществления крупных инвестиционных проектов по освоению лесов, а также широкомасштабного внедрения глубокой переработки древесного сырья. Одновременно с расширением освоения лесов запланированы адекватные по своим возможностям мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на период действия Плана. Осуществление Лесного плана существенно увеличит доходность использования лесов. Конкретные значения основных целевых прогнозных показателей характеризуются следующим образом.
Объем рубок лесных насаждений с 1 га лесной площади возрастает с 1,42 куб. м. до 2,16 куб. м. за счет увеличения объемов лесопользования переданного в аренду и долгосрочных инвестиционных проектов.
Соотношение стоимости 1 куб. м древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема, установленной Правительством РФ, снизится к 2018 году относительно 2009 года на 7 пунктов за счет изменения оснований передачи в пользование древесины, то есть замены краткосрочного пользования на долгосрочное.
Объем платежей в бюджетную систему РФ от использования лесов в расчете на 1 га земель лесного фонда возрастет с 148,68 руб./га до 432,23 руб./га
Общий средний прирост на 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда увеличился с 2,9 куб. м. на 1 га до 3,4 куб. м. на 1 га. К 2018 году лесистость территории Кировской области возрасте на 0,5%.
Таблица 3.2.1.
Целевые показатели эффективности Лесного плана
№ п/п | Наименование показателя | Ед. измерения | 2009 г. | 2018 г. |
1 | Объем рубок с 1 га лесных насаждений | куб. м/га | 1,42 | 2,16 |
2 | Соотношение стоимости 1 куб. м древесины от рубок и ставки платы за единицу объема древесины | % | 226,6 | 219,6 |
3 | Объем платежей в бюджетную систему РФ от использования 1 га земель лесного фонда | руб./га | 148,68 | 432,23 |
4 | Площадь погибших от пожаров лесов | % | 0,00118 | 0,00116 |
5 | Площадь лесов, погибших от вредителей и болезней | % | 0,0222 | 0,0220 |
6 | Соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок | % | 10,6 | 10,8 |
7 | Доля площади ценных лесных насаждений | % | 51,2 | 52,6 |
8 | Общий средний прирост | куб. м/га | 2,9 | 3,4 |
9 | Лесистость Кировской области | % | 63,4 | 63,9 |
10 | Выявление нарушений лесного законодательства | % | 60,0 | 69,0 |
11 | Возмещение ущерба от нарушений лесного законодательства | % | 65,0 | 83,0 |
Значительное увеличение объемов заготовки древесины по Лесному плану Кировской области на период до 2018 года требует существенного улучшения обеспеченности её лесопромышленного комплекса дорогами. Так как строительство и ремонт дорожной сети на арендуемых участках лесного фонда есть обязанность арендаторов, то усилия органов исполнительной власти области и средства областного бюджета следует сконцентрировать на строительстве и реконструкции магистральных дорог общего назначения, связывающих перспективные лесные массивы с базовыми транспортными путями области. Указанные дороги должны быть дорогами круглогодового дейсвтия и после строительства поступать в областную собственность. Они обеспечат также вывоз заготовленной древесины с участков, арендуемых для осуществления приоритетных инвестиционных проектов освоения лесов. Таким способом может быть сформирована сеть дорог областной собственности для вывозки древесины с мест заготовки к местам промышленной обработки в рамках приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Потребность в строительстве указанных дорог составляет 669,3 км. Бюджет затрат на указанные цели формируется исходя из условного норматива 4,5 млн. рублей на 1 км строительства дороги с учетом индексации на уровень инфляции в каждом из прогнозируемых лет. Планируется, что эти работы будут проведены в течение 2010 2012 годов. Затраты на реконструкцию дорог составят 3011,9 млн. рублей, или по годам:
Годы | 2010 | 2011 | 2012 |
Затраты, млн. руб | 882,0 | 966,9 | 1163,0 |
Указанные затраты будут осуществлены в соответствии с разрабатываемой в настоящее время федеральной программой поддержки строительства лесовозных дорог. Механизм, предусмотренный планируемой программой, будет предусматривать софинансирование строительства лесных дорог из федерального бюджета и бюджета Российской Федерации в соотношении 60:40 соответственно. Таким образом, по уровням бюджета затраты будут распределены следующим образом:
Годы | 2010 | 2011 | 2012 |
Федеральный бюджет, млн. руб | 529,2 | 580,1 | 697,8 |
Областной бюджет, млн. руб. | 352,8 | 386,8 | 465,2 |
Предполагается, что затраты бюджета для обеспечения транспортной доступности лесного фонда будут в течение срока действия Лесного плана возмещены доходами от деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Их интенсивное развитие как раз и будет обеспечено улучшением доступности богатых древесными ресурсами лесных участков Кировской области в интересах приоритетных инвестиционных проектов.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года оборот организаций указанных отраслей экономики достигнет в 2018 году 58967,6 млн. рублей в ценах 2007 года, или 123242,3 млн. рублей с учетом инфляции.
По прогнозной оценке, платежи предприятий отраслей деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности обеспечат уплату налогов в федеральный бюджет в 2008 году в сумме 9705,6 млн. рублей в ценах 2007 года, или 24652,2 млн. рублей с учётом инфляции, в областной бюджет в 2018 году - в сумме 4645,6 млн. рублей в ценах 2007 года, или 9709,4 млн. рублей с учетом инфляции.
Динамика налоговых платежей в федеральный и областной бюджеты от предприятий лесопереработки в ценах каждого года выглядит следующим образом:
Годы | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Налоги в федеральный бюджет | 2401,1 | 3070,4 | 3809,2 | 4617,5 | 5495,5 | 10921,0 | 16827,2 | 24652,2 |
Налоги в областной бюджет, млн. руб. | 945,3 | 1208,8 | 1499,7 | 1817,9 | 2163,6 | 4299,6 | 6624,9 | 9709,4 |
Всего - в федеральный и областной бюджеты | 3346,4 | 4279,2 | 5308,9 | 6435,4 | 7659,1 | 15220,6 | 23452,1 | 34361,6 |
Как видно из приведенных данных, сумма налоговых платежей в федеральный бюджет от лесопереработки за период 2011-2018 гг. составит 71794,1 млн. рублей, или 39,7 раза больше, чем предполагаемые затраты федерального бюджета на строительство лесных дорог. Налоговые платежи от предприятий деревообработки области в областной бюджет за период 2011-2018 гг. составит 28269,2 млн. рублей, или в 23,5 раза больше, чем затраты на строительство лесных дорог в планируемом объёме.