За счет реализации планируемых инвестиционных мероприятий в 2018 году деревоперерабатывающими предприятиями области будет переработано 12 млн. куб. м древесного сырья, из них 6,5 млн. куб. м круглых лесоматериалов (пиловочник, фанерный, спичечный и тарный кряжи, балансы). На перерабатывающие предприятия области планируется поставить 87,5% вывезенной древесины, населению и на ремонтно-эксплуатационные и топливные нужды лесозаготовительных предприятий - 12,5%. Экспорт круглых лесоматериалов в производстве деловой древесины не предусматривается. Спрос на лесобумажную продукцию, производимую в Кировской области, формируется на территории России в целом и на экспортируемую продукцию - за рубежом, в основном в Европе, Северной Америке, азиатских странах.
Понимая под потреблением древесины непосредственное потребление круглых лесоматериалов в виде конечного продукта, а также в качестве основного технологического сырья для производства лесобумажной продукции, надо отметить следующее. В 2006 г. по сравнению с 2000 г. объем внутреннего потребления древесины в России увеличен на 21% и составил по оценке ОАО "НИПИЭИлеспром" 104,1 млн. куб., или 72,3% произведенной деловой древесины. В производстве пиломатериалов использовано 41,6 млн. куб. м, в производстве фанеры - 7,5 млн. куб. м, в производстве древесных плит - 11,2 млн. куб. м. Однако наращивание объемов потребления древесного сырья в целлюлозно-бумажном производстве (33,8 млн. куб. м) происходит низкими темпами, что обусловлено, во-первых, практически полным использованием производственных мощностей действующих комбинатов, и, во-вторых, отсутствием капитальных вложений в расширение мощностей.
В 2006 г. по сравнению с 2000 г. мировой объем экспорта круглого леса увеличился на 18,5%, в том числе в России - на 59,5%. Объем экспорта круглого леса другими странами мира с развитым сектором экономики в 5-10 раз меньше. Однако экспорт леса из стран Северной Америки и Европы увеличивается вследствие насыщения и стабилизации производственных мощностей деревоперерабатывающих отраслей, а из стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона - снижается в связи с наращиванием внутреннего потребления.
В 2006 г. Россия вышла на первое место в мире по экспорту круглого леса (36,4%), оставив позади США (9,4%), Германию (7%), Канаду (4,9%). По доле экспорта в объеме заготовленной древесины (в 2006 г. - 25,9%, в 2000 г. - 20,2%) Россия среди развитых лесопромышленных стран занимает второе место после Новой Зеландии. В США данный показатель составил 2,1%, в Финляндии - 1,6%, в Германии - 10,7%, Швеции - 3,1%.
Основными потребителями российского леса на европейском рынке в 2006 г. были Финляндия (70,8%), Швеция (10,8%), Эстония (9,2%). Финляндия и Швеция закупают в основном сырье для целлюлозно-бумажной промышленности, а Эстония и Германия - для производства мебели, отделочных строительных материалов, фанеры, плит.
В объеме экспорта круглых лесоматериалов из России сохраняется тенденция преобладания хвойных пород (72,8% в 2006 г.).
Спрос на круглый лес низкоэластичный, то есть слабо реагирует на изменение цены.
Финляндия и Швеция в 2006 г. импортировали 7,6 и 1,4 млн. куб. лиственной древесины из России, что составляет 95% от общего импорта лиственного сырья, поставленного в Европу.
Производство круглых лесоматериалов в области в будущем будет ограничиваться спросом на внутреннем рынке России по пиломатериалам, фанере, плитам, используемым в жилищном строительстве и производстве мебели, то есть будет зависеть от роста реальных доходов населения, демографической ситуации в стране, объемов потребительских расходов. Если сохранится тенденция роста ВВП в стране, то объемы заготовки древесины будут увеличиваться за счет спроса на внутреннем рынке.
Потребление пиломатериалов на внутреннем рынке России существенно сократилось: в 2006 г. оно составило 6 млн. куб. м, а в 2000 г. - 12,3 млн. куб. Это связано с уменьшением объемов жилищного строительства и производства мебели.
При резком снижении емкости внутреннего рынка произошли негативные процессы в структуре выпуска пиломатериалов: уменьшился выпуск пиломатериалов на крупных специализированных предприятиях (в Кировской области - ООО "Лузский ЛПК", ОАО "Нововятский лыжный комбинат", ОАО "Лесной профиль"), имеющих мощности для производства качественных сухих пиломатериалов и ориентированных на внешний рынок. Внутренний рынок заполнили пиломатериалы, вырабатываемые малыми предприятиями и предпринимателями. Их цена по сравнению с заводскими пиломатериалами стала заметно ниже, что отрицательно сказалось на их качестве. Рост спроса на пиломатериалы худшего качества вызван низкой платежеспособностью потребителей - населения.
Среди основных тенденций развития лесопиления в мире можно выделить следующие: концентрация в отрасли и изменение структуры поставок с лесозаводов в пользу пиломатериалов целевого назначения. Во всех странах с развитым лесопилением отмечается сокращение общего числа предприятий при увеличивающихся объемах выпуска продукции, так как это позволяет экономить на издержках производства, предлагая широкий ассортимент продукции, адаптированный к нуждам конкретной категории потребителей. Например, при падении объемов производства пиломатериалов на "Нововятском лыжном комбинате" предприятие освоило выпуск паркетной доски, пользующейся спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках, ОАО "Лесной профиль" осваивает производство строительного бруса и производство окон.
Динамичное развитие лесопильного производства в зарубежных странах объясняется устойчивым спросом на их внутреннем рынке. В Европе общее потребление пиломатериалов составляет 101,5 млн. куб. м в год, которые используются при ремонте и реконструкции огромного жилищного фонда (внешних деревянных помостов), поскольку домовладельцам выгоднее отремонтировать жилище, нежели покупать новое. Сектор строительства в развитых странах в значительной степени зависит от древесины из-за ее высокой экологичности.
Возможности наращивания мощностей по лесопилению ограничены рядом факторов, важнейшим из которых является стоимость транспортировки сырья. Так, в Европе предприятия снабжаются хвойным сырьем с мест заготовки, находящихся в радиусе 50-80 км, а в России это расстояние достигает свыше 100 км.
В России наблюдается интенсивный рост фанерного производства, особенно большеформатной фанеры, наиболее распространенной на рынках европейских и североамериканских стран. За рубежом фанера применяется при производстве столярно-строительных изделий и в домостроении. Фанера из Кировской области поставляется на экспорт преимущественно в США, где используется при строительстве каркасных домов (доля домов в общем вводе жилья составляет 85%), площадь которых в 2-3 раза превышает площадь домов в Европе. Для строительства одного дома требуется 100 куб. м листовых деревянных материалов.
На протяжении последних трех десятилетий средние темпы роста общего спроса на фанеру хвойных пород составляли в Северной Америке 3% в год, что обусловлено низким уровнем инфляции и устойчивым ростом экономики. В последнее время среди конструкционных материалов заметную роль стали играть плиты OSB, затраты на производство которых ниже, чем на фанеру и не требуют высококачественного сырья как на фанеру (запасы которого постоянно сокращаются). Кроме того, в последние годы в экономике США происходят негативные явления, связанные с ростом инфляции, падением курса доллара, снижение реальных доходов населения, вызвавшее "ипотечный кризис" на финансовом рынке и рынке жилья, в домостроении. Наряду с этим приняты новые законодательные меры, призванные обеспечить сокращение вредных выбросов в атмосферу, что, скорее всего, приведет к закрытию старых предприятий по производству фанеры. На западе США закрыты два завода. С учетом вышесказанного, доля фанерной промышленности США вряд ли возрастет в будущем.
Поставки фанеры из Кировской области осуществляется также в Египет, Латвию, Азербайджан, Узбекистан, Эстонию.
Следует отметить, что основные объемы производства фанеры размещены в тех странах, где имеются наибольшие запасы лесных ресурсов высокого качества. В мире ежегодно экспортируется и импортируется 30% произведенной фанеры. Несмотря на циклические спады производства, торговля фанерой на мировом рынке имеет тенденцию роста. Он будет сопровождаться усложнением потребительских свойств фанеры, ориентацией ее выпуска на рыночные сегменты, предъявляющие повышенные экологические и эстетические требования к фанере, что в конечном итоге будет способствовать повышению ее цены по сравнению с плитной продукцией. Экспорт фанеры из России может увеличиваться в дальнейшем, поскольку в развитых странах будут закрываться старые заводы и потребуются полуфабрикаты для доработки в качественную готовую продукцию.
На внутреннем рынке России потребление фанеры составляет 1,1 млн. куб. м, из них: в строительстве и ремонте - 60,6%, в производстве мебели - 31,5%. Постепенно доля потребления фанеры сокращается в связи с высоким уровнем цен на фанеру по сравнению с древесными плитами. В перспективе доля фанеры может возрастать за счет увеличения индивидуального жилищного строительства - массовой застройки малоэтажных домов.
Если рассматривать динамику потребления фанеры в мебельном производстве, то в 2006 г. ее расход был ниже уровня 2000 г., что обусловлено падением объемов производства мебели. В перспективе не ожидается значительного роста потребления фанеры в мебельном производстве России. Основная причина этого связана с возможностью ее замены различными видами пластмасс и древесных плит (МДФ, ДСП). Процессы замещения фанеры протекают и в производстве тары и упаковки, например, для пищевой промышленности, где деревянная упаковка заменяется картонной и полимерной тарой, что обеспечивает снижение веса упаковки.
По оценке ОАО "НИПИЭИлеспром" в перспективе, с ускорением темпа социально-экономического развития России, потребление фанеры будет расти в строительном секторе, в остальных отраслях - производстве мебели, тары и упаковки и прочих сферах потребления, спрос на фанеру будет зависеть от складывающейся конъюнктуры на потребительских рынках и факторов взаимозаменяемости материалов.
Производство древесно-стружечных плит (ДСП) - сравнительно молодая отрасль - ей нет еще 50 лет. Отрасль динамично развивалась в России, пока не наступили реформы 1990-х гг., когда стремительно стали сокращаться доходы населения и одновременно потребление товаров длительного пользования, таких как мебель. В результате производство ДСП стало сокращаться. Доля потребления древесных плит в мебельном производстве в 2006 г. составила 75%. Следует отметить, что ДСП в основном потребляется на внутреннем рынке России и импортируется из европейских стран, экспорт практически отсутствует.
Раньше ДСП поставлялись в республики бывшего СССР, а экспорт в европейские страны практически прекратился из-за низких потребительских свойств плит: неудовлетворительных показателей по толщине, плотности, шероховатости, классу эмиссии формальдегида, превышающих нормы европейских стран. По этой причине российские плиты большинства отечественных заводов не конкурентоспособны с плитами, выпущенными на европейских заводах.
Основными странами-поставщиками ДСП в Россию являются Польша (150 тыс. куб. м в 2006 г.), Германия (150 тыс. куб. м в2006 г.), Беларусь (90 тыс. куб. м в 2006 г.). Импорт ДСП растет высокими темпами, и в 2006 г. по сравнению с 2000 г. он увеличился в три раза. При этом импортные цены постоянно растут. Одновременно наблюдается тенденция приближения производства плит к потребителям, что выражается в строительстве соответствующих заводов с участием иностранного капитала.
Особенностью инвестиционного процесса в производстве ДСП является высокая капиталоемкость новых заводов. В последние годы выведение из эксплуатации мощностей по производству ДСП прекратилось, что обусловлено повышением спроса на ДСП Недостаток инвестиционных ресурсов на создание новых заводов восполнился иностранными инвестициями. Так, европейские фирмы "Кроностар", "Кроношпан", "Пфляйдерер", "Эггер" инициировали строительство заводов по производству ДСП, МДФ, OSB в Московской, Костромской, Ивановской, Новгородской областях. Активизировались и отечественные инвесторы, так ОАО "Мебельная компания "Шатура" построила новый завод мощностью 170 тыс. куб. м в год.
Европа занимает первое место в мире по производству древесностружечных плит - 47% от мирового выпуска. Плиты главным образом потребляются в мебельной отрасли, так как в мировом производстве мебели доля Европы составляет примерно 40%. Производство ДСП в Европе ориентировано на экспорт в страны Евросоюза.
В последнее время растет сегмент рынка плит OSB (особенно в США), обладающих высокой жесткостью и формоустойчивостью, что позволяет заменить ими фанеру и массивную древесину. На территории России ведется строительство заводов по производству данных плит с участием европейских инвесторов, в частности, в Костромской и Московской областях.
Доля Кировской области среди регионов России по объемам производства ДСП невелика и составляет всего 1% от общего выпуска плит данной категории в России. Качество плит, выпускаемых в Кировской области, уступает плитам, выпускаемым на заводах соседних регионов. Это связано с использованием устаревшего оборудования при выпуске плит и не соответствующего стандартам размера. Древесностружечные плиты производства Кировских предприятий используется, в основном, в строительстве.
Спрос на древесностружечные плиты в будущем при условии продолжения экономического роста в России, будет увеличиваться. При этом большую долю на рынке займет более конкурентоспособная по цене и качеству продукция.