Недействующий

Об утверждении лесного плана Кировской области (утратил силу в соответствии с Указом Губернатора Кировской области от 29.12.2018 № 165)

1.4.2. Характеристика экологического, санитарно-оздоровительного потенциала лесов

Экологический потенциал леса характеризуется водоохранными, водорегулирующими, противоэрозионными, климаторегулирующими и санитарно-гигиеническими функциями лесных насаждений.

Экологический потенциал лесов базируется на их средообразующей роли, защитных свойствах и компенсационных возможностях при техногенных, рекреационных и других нагрузках. Общеизвестна стабилизирующая роль лесных насаждений в системе экологически сбалансированного сельскохозяйственного производства через регулирование водного и воздушного режимов, предотвращение эрозии, улучшение микроклиматических условий, создание комфортных условий для жизни населения, повышение эстетических и санитарно-гигиенических свойств агроландшафтов. Одним из важных показателей экологической продуктивности лесов является их способность к депонированию углерода.

В основу расчетов депонирования углерода приняты:

- элементарный состав древесины основных лесообразующих пород;

- оценка распределения покрытой лесом площади по основным лесообразующим породам и группам возраста древостоев;

- оценка соотношения между запасами стволовой древесины и общей фитомассой древостоев для основных лесообразующих пород и групп возраста, изменений запаса фитомассы и количества ежегодно поглощаемого углерода.

С экологической точки зрения наиболее полезными являются молодые, активно растущие леса, поэтому нельзя допускать накопления спелых и перестойных насаждений. Данный вывод позволяет усомниться в необходимости проведения рубок в отдельных категориях защитности лесов только при достижении возраста естественной спелости. Следует установить возраст экологической спелости для лесов различных категорий защитности, который должен определяться по максимальному показателю экологического эффекта данного насаждения.

Рекреационными лесами называются природные ресурсы, используемые для отдыха и туризма, удовлетворения эстетических и познавательных потребностей.

Лесничества должны контролировать соблюдение режима рекреационного лесопользования, а также осуществлять руководство по обустройству мест отдыха.

К лесам рекреационного назначения в области в соответствии с приказом МПР РФ № 108 от 24.04.2007 г. Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности относятся зеленые зоны городов и других населенных пунктов.

При разработке проектов освоения в таких лесах, необходимо проектировать и выполнять комплекс мероприятий по повышению и сохранению эстетических, санитарно-гигиенических и оздоровительных свойств насаждений, сохранению экологического равновесия в лесной среде. Следует обеспечить рациональное распределение посетителей по территории с учетом допустимых в различных ее частях оптимальных нагрузок.

Необходим систематический контроль за соблюдением допустимых рекреационных нагрузок и, в случаях их превышения и невозможности сокращения, создание "отвлекающих объектов" (местные достопримечательности, новые водоемы, видовые точки дендрологические садики и т.д.), обеспечивающих отток отдыхающих. Участки для организации массового отдыха следует подбирать в наиболее устойчивых к рекреационным нагрузкам насаждениях, а малоустойчивые к ним локализовать от интенсивной посещаемости, обходя их при трассировке прогулочных дорог и туристических маршрутов, закрывая вход в их пределы шлагбаумами и предупредительными аншлагами или густыми живыми изгородями. Прогулочные дороги и тропы, проложенные по легким песчаным почвам, должны обеспечиваться твердым покрытием или деревянными настилами. Определяя пункты размещения мест массового отдыха, следует предусмотреть возможность перемены их территориального размещения через 5 - 7 лет для восстановления лесного природного комплекса на участках, где ранее в течение указанного срока они располагались (создавать места - дубли).

В зависимости от назначения отдельных участков крупных по площади частей зеленых зон и городских лесов, комплекс хозяйственных мероприятий проводится исходя из вида функциональной зоны.

Важным элементом работ для лесов рекреационного назначения является благоустройство их территории, которое заключается в строительстве и ремонте дорог, устройстве мест и площадок отдыха, размещении малых архитектурных форм, лесной скульптуры, строительстве различных лесопарковых сооружений и ряде других мероприятий.

Оценка насаждений производится с учетом суммарной годовой нормы допустимых рекреационных нагрузок в различных лесорастительных условиях. При этом должны учитываться коэффициент привлекательности леса и наличие зеленых зон в населенных пунктах.

Для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на территории области имеются базы отдыха, санатории, курорты.

Лесной рекреационный потенциал характеризуется преобладанием природных составляющих и предопределяет рекреационную специализацию на туризме, отдыхе выходного дня и стационарном отдыхе. Кировская область располагает всеми необходимыми природными предпосылками для формирования и развития всех выделяемых в настоящее время групп и видов лесных рекреационных ресурсов.

Для обеспечения и поддержания экологического и санитарно-оздоровительного потенциала лесов, необходимо соблюдать противопожарные и санитарные правила, вести работы способами, предотвращающими возникновение и развитие эрозии почв, осуществлять деятельность по выполнению обязательных планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды, соблюдать законодательство, правила и нормативы в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

В процессе лесоустройства в рекреационных лесах проектируются почвенно-мелиоративные мероприятия: внесение удобрений, известкование, мульчирование, рыхление, огораживание. Кроме того, наряду с изложенным выше, необходимо руководствоваться "Рекомендациями по ведению хозяйства в лесопарковых частях зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов Европейской части РСФСР", утвержденными Минлесхозом РСФСР 30.05.88 г. и Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ.