Область имеет довольно густую речную сеть. Всего насчитывается свыше 1000 озер, около 20000 рек. Только у 83 рек (0,44%) длина свыше 50 км. Самая крупная река области - Вятка (правый приток Камы), ограниченно судоходна в пределах области на протяжении 648 км. Протекает в 17 районах области.
Через область проходят железнодорожные магистрали, связывающие Центр России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком и Север с южными районами страны. Главной железнодорожной магистралью области является транзитная линия, пересекающая область с запада на восток в центральной части, соединяющая центр РФ с районами Сибири и Дальнего Востока.
По территории области проходят несколько железнодорожных веток, соединяющих отдельные районы с основными железнодорожными магистралями: Киров - Мураши - Опарино - Пинюг - Луза - Котлас, Киров - Лесная.
В межрайонных и внутрихозяйственных перевозках главная роль принадлежит автомобильному транспорту. По территории области проходит несколько дорог федерального значения с улучшенным покрытием: Киров - Сыктывкар, Киров - Пермь, Киров - Нижний Новгород - Москва, Киров - Казань. Через область проходит федеральная автомобильная дорога "Вятка", недавно построена дорога Санкт-Петербург - Киров - Екатерингбург. Плотность автомобильных дорог составляет 155 км на 1000 квадратных км территории.
Кировская область расположена почти в центре Европейской России. Область граничит с наибольшим числом других регионов России - с 10 республиками, областями и Пермским краем. В силу сложившейся формы границ и взаимоудаленности части районов область может быть условно разделена на 5 частей: северо-западную, северо-восточную, центральную, юго-западную, юго-восточную. При этом крайний северо-запад области (Лузский и Подосиновский районы) не имеют устойчивой автодорожной связи с Кировом и прочими районами области.
В целом Кировская область обладает достаточно разветвленной транспортной сетью, включающей все виды наземного, воздушного и водного транспорта. Область обладает выгодным транспортно-географическим положением. Она находится на пересечении направлений основных транспортно-экономических связей добывающих районов Урала и Сибири и районов обрабатывающей промышленности центра страны, а также в направлении с Урала на Среднюю Волгу и Север Европейской части России и далее - в Южный экономический район.
На территории Кировской области расположены следующие основные транспортные пути:
1. Автомобильные магистрали, соединяющие Йошкар-Олу и Сыктывкар; Киров и Набережные Челны, Киров и Глазов, Киров и Пермь; Киров - Советск - Санчурск; Котельнич - Даровской - Опарино.
2. Железные дороги: Киров - Котлас, Кострома - Киров - Зуевка, Киров - Котельнич - Нижний Новгород, Рудничный - Яр, Яранск - Йошкар-Ола, Кукмор-Вятские Поляны - Кизнер.
3. Внутренние водные пути - р. Вятка (от Кирова до выхода в республику Татарстан).
Таблица 1.2.6.1.
Протяженность путей сообщения в Кировской области
Вид путей сообщения | Длина, км |
Автодороги | 22722,5 |
в т.ч. | |
Федеральные | 374,4 |
Территориальные | 9578,7 |
Ведомственные | 12769,4 |
Железные дороги | 3300,38 |
В т.ч. общего пользования | 1097 |
Речные пути | 823,15 |
Воздушные трассы | 0 |
Итого | 26846,03 |
Интегральная транспортная доступность Кировской области по грузоперевозкам представлена на рисунке 1.22.
Рис. 1.22. Карта интегральной транспортной доступности Кировской области по грузоперевозкам
Молевой сплав древесины производился по многим рекам области. Сплав древесины в плотах и на судах осуществлялся по Вятке, Кобре, Моломе и другим рекам. Судовые перевозки ускоряли доставку древесины к пунктам потребления и переработки и давали возможность перевозить сортименты лиственных пород. В настоящее время сплав по рекам области не производится, так как в этом отсутствует необходимость.
Основными путями транспорта, по которым производится вывозка заготовленной древесины, в лесах лесничеств являются дороги общего пользования и специализированные дороги, построенные лесозаготовителями. Они связывают места заготовки древесины и отдельные лесные кварталы с пунктами вывозки древесины и лесными поселками.
Лесовозные дороги Кировской области представлены автомобильными дорогами с песчано-гравийным покрытием и бетонным колейным покрытием, а также лежневыми дорогами круглогодового действия, снежно-ледяными дорогами зимнего действия и узкоколейными железными дорогами. С лесосек заготовленная древесины вывозится на нижние склады, расположенные в районных центрах, лесных поселках и др. и в соседние области для переработки. Расстояние вывозки составляет от 20 до 250 км.
Для вывозки заготовленного леса к месту потребления традиционно используются виды транспорта: железнодорожный узкоколейный и ширококолейный, автомобильный. Преимущественным видом транспорта является автомобильный транспорт. Информация о транспортных путях на территории лесничеств Кировской области представлена в таблице 1.2.6.2.
Таблица 1.2.6.2.
Информация о транспортных путях на территории
лесничеств Кировской области
Наименование лесничеств | Протяженность дорог, км | Протяженность дорог на 1000 га лесного фонда, км | Кро-ме того, зим-ники | |||||||
всего | в том числе | всего | в т.ч. круглого-дового действия | состояние | ||||||
железных | автомобильных | из них с твердым покрытием | грунтовых | из них кругло-годового действия | ||||||
Афанасьевское | 620 | 620 | 160 | 460 | 280 | 1,4 | 0,6 | удовл. | 170 | |
Белохолуницкое | 1539 | 1539 | 75 | 1464 | 1539 | 7,9 | 7,9 | -"- | ||
Верхошижемское | 806 | 48 | 758 | 357 | 401 | 524 | 8,6 | 5,9 | -"- | |
Вятско-Полянское | 519 | 35 | 484 | 186 | 298 | 484 | 11,3 | 11,3 | -"- | |
Даровское | 634 | 634 | 7 | 627 | 263 | 2,3 | 1,0 | -"- | 20 | |
Дубровское | 1355 | 1355 | 60 | 1295 | 449 | 5,5 | 1,8 | -"- | 27 | |
Зуевское | 516 | 516 | 18 | 498 | 108 | 2,5 | 0,5 | -"- | 9 | |
Кайское | 2806 | 2806 | 96 | 2710 | 1516 | 5,9 | 3,2 | -"- | 97 | |
Кикнурское | 380 | 380 | 12 | 368 | 163 | 5,1 | 2,2 | -"- | ||
Кильмезское | 1370 | 1370 | 242 | 1128 | 550 | 7,0 | 3,1 | -"- | ||
Кирово-Чепецкое | 418 | 418 | 231 | 187 | 418 | 10,9 | 10,9 | -"- | ||
Кирсинское | 315 | 35 | 280 | 57 | 223 | 184 | 1,9 | 1,3 | -"- | 68 |
Котельничское | 1333 | 110 | 1223 | 332 | 891 | 455 | 5,9 | 1,6 | -"- | |
Куменское | 1204 | 1204 | 309 | 895 | 372 | 10,5 | 3,2 | -"- | 34 | |
Лузское | 1593 | 131 | 1462 | 1462 | 702 | 3,5 | 1,7 | -"- | 13 | |
Малмыжское | 320 | 320 | 100 | 220 | 140 | 4,1 | 1,8 | -"- | 40 | |
Мурашинское | 1957 | 15 | 1942 | 106 | 1836 | 341 | 7,0 | 1,2 | -"- | 166 |
Нагорское | 758 | 758 | 87 | 671 | 336 | 2,0 | 0,9 | -"- | 334 | |
Немское | 1827 | 1827 | 115 | 1712 | 360 | 10,9 | 2,1 | -"- | 13 | |
Нолинское | 676 | 676 | 215 | 461 | 258 | 7,2 | 2,7 | -"- | ||
Омутнинское | 2670 | 205 | 2465 | 96 | 2369 | 1307 | 5,2 | 2,7 | -"- | 95 |
Опаринское | 2337 | 102 | 2235 | 75 | 2160 | 306 | 3,9 | 0,5 | -"- | 668 |
Оричевское | 1163 | 44 | 1119 | 15 | 1104 | 601 | 7,2 | 3,9 | -"- | 6 |
Орловское | 446 | 446 | 1 | 445 | 314 | 4,2 | 3,0 | -"- | ||
Парковое | 2474 | 71 | 2403 | 402 | 2001 | 628 | 13,8 | 3,6 | -"- | |
Пинюгское | 1525 | 241 | 1284 | 129 | 1155 | 1008 | 3,1 | 2,4 | -"- | 32 |
Рудниковское | 811 | 50 | 761 | 27 | 734 | 52 | 2,1 | 0,1 | -"- | 721 |
Санчурское | 351 | 351 | 351 | 251 | 7,3 | 5,2 | -"- | |||
Свечинское | 487 | 34 | 453 | 77 | 376 | 154 | 4,0 | 1,6 | -"- | |
Синегорское | 1496 | 23 | 1473 | 9 | 1464 | 112 | 5,2 | 0,4 | -"- | |
Слободское | 1282 | 77 | 1205 | 1205 | 652 | 6,7 | 3,6 | -"- | 10 | |
Сорвижское | 556 | 556 | 556 | 35 | 6,5 | 0,4 | -"- | |||
Суводское | 508 | 508 | 402 | 106 | 508 | 5,3 | 5,3 | -"- | ||
Унинское | 792 | 792 | 174 | 618 | 668 | 9,3 | 7,8 | -"- | 124 | |
Уржумское | 867 | 867 | 56 | 811 | 157 | 5,7 | 1,0 | -"- | 1 | |
Фаленское | 516 | 1 | 515 | 170 | 345 | 162 | 5,4 | 1,7 | -"- | 19 |
Шабалинское | 1645 | 55 | 1590 | 682 | 908 | 793 | 5,9 | 2,9 | -"- | 1 |
Юрьянское | 1069 | 20 | 1049 | 39 | 1010 | 642 | 7,6 | 4,6 | -"- | 10 |
Яранское | 535 | 61 | 474 | 2 | 472 | 52 | 3,9 | 0,4 | -"- | |
Итого | 42476 | 1358 | 41118 | 5121 | 35997 | 17844 | 5,1 | 2,2 | -"- | 2678 |
По состоянию на 01.01.2008 в лесном фонде лесничеств области имелось 42476 км всех видов дорог. Железных дорог 1358 км, автомобильных дорог 41118 км, из них с твердым покрытием 5121 км, грунтовых 35997 км, в том числе круглогодового действия 17844 км.
Средняя протяженность всех видов автомобильных дорог на 1000 га площади лесного фонда составляет 5,1 км, автомобильных дорог круглогодового действия - 2,2 км. По отдельным лесничествам протяженность дорог на 1000 га площади лесного фонда колеблется в больших пределах. Наибольшая насыщенность дорогами отмечается в центральных, юго-западных и юго-восточных районах, наименьшая - в северо-западных и северо-восточных районах области.