Действующий

Об областной целевой программе "Развитие системы подготовки выборных должностных лиц и муниципальных служащих органов местного самоуправления" на 2009 год (с изменениями на 30 декабря 2009 года)



1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Развитие системы кадрового обеспечения органов местного самоуправления области является первоочередным в ходе реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) и Послания Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.2006 "О важнейших общенациональных задачах".


С 2005 года начато обучение выборных лиц и специалистов органов местного самоуправления, а также депутатов представительных органов муниципальных образований по программам, связанным с реализацией Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, таким, как "Подготовка управленческих кадров органов местного самоуправления в сфере жилищных правоотношений" на 2006 - 2007 годы и "Совершенствование кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Кировской области" на 2005 - 2007 годы.


В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в области было дополнительно создано 39 муниципальных районов, 6 городских округов, 53 городских поселения, 350 сельских поселений. Созданные муниципальные образования наделены соответствующим статусом и утверждены их границы. Все муниципальные образования внесены в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации.


По состоянию на 01.01.2008 количество муниципальных служащих муниципальных образований области составило 3780 человек, выборных должностных лиц - 448.


С 01.01.2006 органы местного самоуправления всех муниципальных образований Кировской области приступили к реализации полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, в полном объеме.


На областном уровне приняты все основные нормативные правовые акты, необходимые для проведения реформы местного самоуправления.


В условиях недостаточного финансирования муниципальных образований возможности использования средств местных бюджетов на повышение уровня подготовки выборных должностных лиц и муниципальных служащих ограничены, особенно в сельских поселениях. Ряд муниципальных служащих, ввиду отсутствия средств в местных бюджетах, проходят повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет личных средств или при частичном софинансировании за счет средств местных бюджетов. Решение проблемы финансирования подготовки муниципальных служащих и выборных лиц органов местного самоуправления позволит решить вопрос профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров.


Необходимо также отметить, что основной особенностью современного состояния системы жизнеобеспечения поселений Кировской области является непрозрачность в расчетах за жилищно-коммунальные услуги, и, как результат, его критическая нагрузка на областной, местные бюджеты и население.


Анализ проводимых государственной жилищной инспекцией Кировской области проверок в сфере жилищных отношений показывает, что с капитализацией отрасли, внедрением рыночных механизмов между поставщиком и потребителем улучшения жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) не происходит, а их стоимость неоправданно возрастает. Одной из причин такой ситуации является недостаточная подготовка руководителей и специалистов администраций органов местного самоуправления, в компетенции которых находятся вопросы, связанные с заключением публичных договоров на оказание ЖКУ, и другие вопросы, возникающие в рамках жилищных правоотношений.


Немаловажным является то, что в условиях реформирования бюджетного процесса и в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится самостоятельная подготовка проекта местного бюджета, его утверждение, исполнение, утверждение отчета об исполнении бюджета и контроль за бюджетным процессом.


При этом уровень квалификации специалистов по финансовой работе органов местного самоуправления, особенно в поселениях, не всегда соответствует предъявляемым действующим законодательством требованиям.


Бюджетный процесс сегодня - это сложный многогранный механизм и его слаженная работа зависит от того, насколько квалифицированы муниципальные кадры.


Таким образом, решение проблемы повышения уровня подготовки выборных должностных лиц и муниципальных служащих по основным вопросам деятельности органов местного самоуправления, в том числе по вопросам жизнеобеспечения поселений, а также организации и сопровождения бюджетного процесса, возможно путем государственной поддержки местного самоуправления региона, инструментом обеспечения которой и призвана стать настоящая Программа.