Развитие системы кадрового обеспечения органов местного самоуправления области является первоочередным в ходе реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) и Послания Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.2006 "О важнейших общенациональных задачах".
С 2005 года начато обучение выборных лиц и специалистов органов местного самоуправления, а также депутатов представительных органов муниципальных образований по программам, связанным с реализацией Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, таким, как "Подготовка управленческих кадров органов местного самоуправления в сфере жилищных правоотношений" на 2006 - 2007 годы и "Совершенствование кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Кировской области" на 2005 - 2007 годы.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в области было дополнительно создано 39 муниципальных районов, 6 городских округов, 53 городских поселения, 350 сельских поселений. Созданные муниципальные образования наделены соответствующим статусом и утверждены их границы. Все муниципальные образования внесены в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации.
По состоянию на 01.01.2008 количество муниципальных служащих муниципальных образований области составило 3780 человек, выборных должностных лиц - 448.
С 01.01.2006 органы местного самоуправления всех муниципальных образований Кировской области приступили к реализации полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, в полном объеме.
На областном уровне приняты все основные нормативные правовые акты, необходимые для проведения реформы местного самоуправления.
В условиях недостаточного финансирования муниципальных образований возможности использования средств местных бюджетов на повышение уровня подготовки выборных должностных лиц и муниципальных служащих ограничены, особенно в сельских поселениях. Ряд муниципальных служащих, ввиду отсутствия средств в местных бюджетах, проходят повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет личных средств или при частичном софинансировании за счет средств местных бюджетов. Решение проблемы финансирования подготовки муниципальных служащих и выборных лиц органов местного самоуправления позволит решить вопрос профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров.
Необходимо также отметить, что основной особенностью современного состояния системы жизнеобеспечения поселений Кировской области является непрозрачность в расчетах за жилищно-коммунальные услуги, и, как результат, его критическая нагрузка на областной, местные бюджеты и население.
Анализ проводимых государственной жилищной инспекцией Кировской области проверок в сфере жилищных отношений показывает, что с капитализацией отрасли, внедрением рыночных механизмов между поставщиком и потребителем улучшения жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) не происходит, а их стоимость неоправданно возрастает. Одной из причин такой ситуации является недостаточная подготовка руководителей и специалистов администраций органов местного самоуправления, в компетенции которых находятся вопросы, связанные с заключением публичных договоров на оказание ЖКУ, и другие вопросы, возникающие в рамках жилищных правоотношений.
Немаловажным является то, что в условиях реформирования бюджетного процесса и в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится самостоятельная подготовка проекта местного бюджета, его утверждение, исполнение, утверждение отчета об исполнении бюджета и контроль за бюджетным процессом.
При этом уровень квалификации специалистов по финансовой работе органов местного самоуправления, особенно в поселениях, не всегда соответствует предъявляемым действующим законодательством требованиям.
Бюджетный процесс сегодня - это сложный многогранный механизм и его слаженная работа зависит от того, насколько квалифицированы муниципальные кадры.
Таким образом, решение проблемы повышения уровня подготовки выборных должностных лиц и муниципальных служащих по основным вопросам деятельности органов местного самоуправления, в том числе по вопросам жизнеобеспечения поселений, а также организации и сопровождения бюджетного процесса, возможно путем государственной поддержки местного самоуправления региона, инструментом обеспечения которой и призвана стать настоящая Программа.