В настоящей Концепции рассматриваются три возможных варианта реализации Программы.
Первый вариант предусматривает финансирование Программы в полном объеме, что позволит достичь реализации запланированных целевых индикаторов и показателей Программы в 2009 - 2011 годах.
При условии финансирования мероприятий в полном объеме, в том числе по годам, удастся создать условия для развития и реализации возможностей одаренных детей на всей территории области, привлечь к научно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся сельских школ, приступить к внедрению дистанционного обучения.
Будет полностью оснащено необходимым оборудованием новое здание государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Одаренный школьник" (далее - ГОУ ДОД "Одаренный школьник"). Это позволит проводить олимпиады школьников по 19 предметам на базе данного учреждения, межрегиональные интеллектуальные турниры в различных областях знаний, сессионные занятия для детей общеобразовательных учреждений с предоставлением жилья одаренным детям из районов области. Приобретение автобуса позволит решить проблему транспортных перевозок детей, приобретение дорогостоящего компьютерного оборудования обеспечит занятия в летней многопредметной школе. Кроме того, наличие автобуса позволит проводить выездные занятия для одаренных детей, занимающихся в заочной школе при учреждении.
Будут созданы условия для комплексной реабилитации детей в 27 специальных (коррекционных) общеобразовательных школах и школах-интернатах для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Будет создана система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях. В систему сопровождения будут включены все приемные семьи из 36 районов области и те, что возникнут вновь.
Дальнейшее развитие получит институт приемной семьи, в результате чего будут закрыты 2 детских дома. Удастся укрепить материально-техническую базу 12 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Во всех муниципальных районах и городских округах будут созданы компьютеризированные банки данных о социально-неблагополучных семьях с детьми, беспризорных и безнадзорных детях. Для реабилитации и адаптации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, будут созданы условия на базе 13 государственных специализированных учреждений для несовершеннолетних органов социальной защиты населения, которые будут работать на все детское население Кировской области. Это позволит увеличить количество несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию, и снизить удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения.
Основные целевые индикаторы и показатели Программы при первом варианте финансирования приведены в разделе 8 настоящей Концепции.
Второй вариант предусматривает реализацию мероприятий Программы с уменьшенным объемом финансирования (от 50% до 80% заявленного объема финансирования).
Сокращение финансирования Программы из федерального и областного бюджетов приведет к невозможности реализации части мероприятий Программы по решению проблем детства. В результате темпы снижения показателей младенческой, материнской и детской смертности будут замедлены.
Не удастся разработать и внедрить государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей. Не будет оснащено ГОУ ДОД "Одаренный школьник", что не позволит проводить сессионные занятия для талантливых детей из сельских районов области. Не удастся организовать опытно-экспериментальную деятельность. Выделенных средств будет достаточно только для проведения областных олимпиад по 19 предметам. В этом случае приоритет будет отдан развитию одаренности через систему организационно-массовых мероприятий с детьми.
По сравнению с первым вариантом количество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих реабилитационные услуги, будет уменьшаться, так как условия для их комплексной реабилитации будут созданы только в 18 специальных (коррекционных) общеобразовательных школах и школах-интернатах для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья вместо 27.
Рост количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семьи, замедлится. Это будет обусловлено тем, что в систему психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, будут включены приемные семьи только из 10 районов области вместо 18. Удастся укрепить материально-техническую базу лишь 9 сиротских учреждений вместо 12.
Не удастся создать во всех муниципальных районах и городских округах компьютеризированные банки данных о социально-неблагополучных семьях с детьми, беспризорных и безнадзорных детях, так как только 34 подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел получат необходимую оргтехнику.
Второй вариант финансирования Программы позволит улучшить условия для реабилитации и адаптации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на базе 6 государственных специализированных учреждений для несовершеннолетних органов социальной защиты населения вместо 13. В результате уменьшится количество несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию.
Уменьшение объема финансирования приведет к сокращению числа разрабатываемых и внедряемых инновационных проектов по социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних.
В результате доля безнадзорных детей в общей численности детского населения уменьшится незначительно.
Ухудшение названных показателей будет происходить не так быстро, как в случае полного отсутствия финансирования Программы.
Третий вариант предусматривает финансирование Программы в объеме менее 30% запрашиваемой суммы, что ставит под сомнение эффективность ее реализации.
В этой ситуации не удастся создать условия для развития и реализации возможностей одаренных детей на всей территории области. Указанных средств окажется достаточно лишь для проведения областного этапа предметных олимпиад и направление 50% победителей на всероссийский этап олимпиад, исключая учебно-тренировочные сборы и международные олимпиады. Не будет обеспечено участие одаренных школьников в различных массовых мероприятиях областного и российского уровней, невозможно будет организовать летний отдых и учебу одаренных школьников в многопредметном летнем лагере.
Направления развития экспериментальной деятельности, развитие и поддержка образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, также не будут реализованы.
Количество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих реабилитационные услуги, останется на исходном уровне.
Условия для их комплексной реабилитации будут улучшены только в 10 специальных (коррекционных) общеобразовательных школах и школах-интернатах для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Это не улучшит положения этой категории детей на всей территории области.
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семьи, останется на исходном уровне. Это будет обусловлено тем, что в систему психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, будут включены приемные семьи только из 4 районов области. В результате будет невозможно закрыть 2 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Семейные формы устройства детей-сирот не получат развития на территории области, возникнет необходимость расширения сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Не будет реализована идея создания во всех муниципальных районах и городских округах компьютеризированных банков данных о социально-неблагополучных семьях с детьми, беспризорных и безнадзорных детях, так как только 13 подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел получат необходимую организационную технику.
Количество несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, прошедших социальную реабилитацию, останется на исходном уровне, так как в программные мероприятия удастся включить только 2 государственных специализированных учреждения для несовершеннолетних органов социальной защиты.
В результате доля безнадзорных детей в общей численности детского населения не уменьшится, условий для снижения правонарушений и преступлений несовершеннолетних не будет создано.
Учитывая изложенное, в целях решения задач и достижения программных показателей, наиболее приемлемым представляется первый вариант финансирования Программы.