Действующий

Об утверждении областной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Кировской области" на 2008 год (с изменениями на 9 декабря 2008 года)

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Необходимость обеспечения населения доступным (с точки зрения стоимости и срока возможного приобретения) и комфортным (с точки Зрения условий проживания) жильем является одной из важнейших проблем социально-экономического развития для Кировской области. Достаточно привести цифры. В очереди на улучшение жилищных условий состоит около 35 тыс.семей, из них 14,9 тыс. семей в г.Кирове. Только для обеспечения потребностей очередников областному центру необходимо более 1 млн.кв. метров жилья.

Кировская область по вводу в действие жилых домов в Приволжском федеральном округе занимает 12 место, а в расчете на тысячу человек населения занимает 14 место.

Правительству области удается, начиная с 2004 года, сохранять положительную тенденцию по вводу жилья, о чем свидетельствуют данные органов государственной статистики в приведенной ниже таблице 1.

Ввод в действие жилья в 1999-2006 годах



Таблица 1

Наименование

Годы

показателя

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

тыс.кв. метров

242

221

219

190

161,1

230,4

257,4

308,5

квартир

3660

3140

3261

2514

2332

3375

3737

4710


Вместе с тем эти объемы не соответствуют потребностям жителей области. Спрос намного превышает предложение.

По причине недостаточного ввода жилья наблюдается неоправданный рост цен на жилищном рынке. Разрыв между стоимостью строительства и рыночной стоимостью жилья достигает 72%. Средняя цена жилья в городе Кирове вплотную приблизилась к 32 тыс. руб. за 1 кв. метр.

Неудовлетворительное положение в области сложилось с разработкой градостроительной документации, что приводит к закрытости решений, несоблюдению сроков и порядка исходно-разрешительной системы землепользования, неэффективности форм предоставления прав на землю в виде покупки, аренды, пользования. По большинству городов и поселений отсутствуют перспективные планы развития на 3 года, 10 лет. Развитие городских поселений не увязано с демографическими и миграционными процессами и планами развития градообразующих факторов.

С 2010 года запрещается строительство объектов без разработки предусмотренной законодательством градостроительной документации. В области из 442 муниципальных образований генеральные планы имеются в 391 городском и сельском поселениях. Около 50 % генеральных планов

требуют корректировки. Имеющиеся схемы территориальной планировки во всех 39 районах области устарели, не соответствуют требованиям законодательства, их необходимо разрабатывать вновь.

Только в десяти процентах муниципальных образований подготовлены и утверждены правила землепользования и застройки. В ближайшее время необходимо спланировать и последовательно осуществлять разработку этой обязательной документации и нормативно-правовых актов, используя все возможности муниципальных бюджетов.

С целью обеспечения жилищного строительства документами территориального планирования (генеральными планами), градостроительного зонирования (правилами землепользования застройки), документацией по планировке территории (проектами планировки с проектами межевания) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в рамках Программы необходимо разработать мероприятия по подготовке градостроительной документации о территориальном планировании развития Кировской области.

Серьезной проблемой для нашей области, как и для всей страны, является то, что при существовании спроса на жилье, при наличии свободных площадей, строить негде. Во всех районах области имеются свободные территории под жилищное строительство в количестве более 600 гектаров. На этих площадях можно возвести 837 тыс.кв.метров индивидуального жилья и более 950 тыс.кв.метров многоквартирного жилья. Но все эти свободные территории не обеспечены инженерной инфраструктурой. Из-за отсутствия необходимых средств органы местного самоуправления области медленно осуществляют подготовку и формирование участков к аукционам. В результате чего в 2006 году с торгов было предоставлено порядка двадцати земельных участков для жилищного строительства площадью 4,3 гектара, в том числе три из них в городе Кирове, площадью 0,3 гектара. А обращений от физических и юридических лиц в администрацию города Кирова на предоставление земельных участков поступило более четырех тысяч.

Органы местного самоуправления области и застройщики отмечают завершение периода так называемой "точечной" застройки с использованием уже существующих коммунальных сетей, а также ограниченные возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства. Для увеличения объемов жилищного строительства необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.

Существующая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры для обеспечения земельных участков для жилищного строительства основана на формировании предприятиями,

предоставляющими коммунальные услуги, в том числе и электроэнергетического сектора, монопольной платы за присоединение к их инфраструктурным системам или на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, определенных по непрозрачным и изменяющимся принципам. Такая практика создает неравные конкурентные условия для застройщиков и приводит к невозможности освоения новых перспективных для жилищного строительства площадок.

Органы местного самоуправления области, как правило, не имеют комплексных планов развития систем коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства.

В подавляющем большинстве районов и городов отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства.

В бюджетном послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 9 марта 2007 года "О бюджетной политике в 2008-2010 годах" к основным приоритетам бюджетных расходов отнесен приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Главной задачей приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является увеличение объемов жилищного строительства.

Регионам Российской Федерации, как и органам местного самоуправления, отводится ведущая роль в процессе реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье -гражданам России".

В Кировской области планируется увеличить ввод жилья с 257 тыс. кв. метров в 2005 году до 415 тыс. кв. метров в 2008 году. Прогноз ввода жилых домов по муниципальным образованиям области приведен в приложении № 1 к Программе.