Действующий

О концепции областной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Кировской области" на 2008-2010 годы

1.Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития области


В бюджетном послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 9 марта 2007 года "О бюджетной политике в 2008-2010 годах" к основным приоритетам бюджетных расходов отнесен приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Главной задачей приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является увеличение объемов жилищного строительства.

Регионам Российской Федерации, как и органам местного самоуправления, отводится ведущая роль в процессе реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье -гражданам России".

Необходимость обеспечения населения доступным (с точки зрения стоимости и срока возможного приобретения) и комфортным (с точки зрения условий проживания) жильем является одной из важнейших проблем социально-экономического развития для Кировской области. Достаточно привести цифры. В очереди на улучшение жилищных условий состоит около 35 тыс.семей, из них -14,9 тыс. семей в г.Кирове. Только для обеспечения потребностей очередников областному центру необходимо более 1 млн.кв. метров жилья.

Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные и индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного частными и индивидуальными застройщиками, в общем объеме жилищного строительства в 2006 году составила 94 %, из них индивидуальными застройщиками -31,3%.

В среднем на начало 2007 года на одного жителя области приходилось 21,1 кв. метра площади жилья.

Кировская область по вводу в действие жилых домов в Приволжском федеральном округе занимает 12 место, а в расчете на тысячу человек населения занимает 14 место.

Правительству области удается, начиная с 2004 года, сохранять положительную тенденцию по вводу жилья, о чем свидетельствуют данные в приведенной таблице 1.


Таблица 1



Ввод в действие жилья в 1999-2006 годах

Наименование показателя

Годы



1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Тыс.кв. метров

242

221

219

190

161,1

230,4

257,4

308,5

Квартир

3660

3140

3261

2514

2332

3375

3737

4710


Необходимо отметить, как положительный момент, рост ввода в действие индивидуальных жилых домов, построенных населением за свой счет и с помощью государственного кредита. В 2006 году такого жилья введено 115 тыс.кв.метров с ростом на 27% к уровню 2005 года. В основном строительство этих домов ведется в районах области. Удельный вес индивидуальных жилых домов в общем вводе жилья составил 37,2% при среднероссийском - 39,5 %.

Вместе с тем эти объемы не соответствуют потребностям жителей области. Спрос намного превышает предложение.

По причине недостаточного ввода жилья наблюдается неоправданный рост цен на жилищном рынке. Разрыв между стоимостью строительства и рыночной стоимостью жилья достигает 72%. Средняя цена жилья в городе Кирове вплотную приблизилась к 32 тыс. рублей за 1 кв. метр.

Формирование рынка доступного и комфортного жилья требует реализации комплексной государственной политики, направленной на повышение платежеспособного спроса населения на жилье через развитие различных форм жилищного кредитования, в первую очередь, ипотечного жилищного кредитования; адекватное увеличение объемов предложения жилья через развитие жилищного строительства, а также повышение качества жилищных и коммунальных услуг.

Непосредственно жилищное строительство должно осуществляться на условиях конкуренции среди застройщиков и подрядчиков.

С 2010 года запрещается строительство объектов без разработки предусмотренной законодательством градостроительной документации. В области из 442 муниципальных образований генеральные планы имеются в 391 городском и сельском поселении. Около 50 % генеральных планов требуют корректировки. Имеющиеся схемы территориальной планировки во всех 39 районах области устарели, не соответствуют требованиям законодательства, их необходимо разрабатывать вновь.

Только в десяти процентах муниципальных образований подготовлены и утверждены правила землепользования и застройки. В ближайшее время необходимо спланировать и последовательно осуществлять разработку этой обязательной документации и нормативно-правовых актов, используя все возможности муниципальных бюджетов.

С целью обеспечения жилищного строительства документами территориального планирования (генеральными планами), градостроительного зонирования (правилами землепользования застройки), документацией по планировке территории (проектами планировки с проектами межевания) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в рамках Программы необходимо разработать мероприятия по подготовке градостроительной документации о территориальном планировании развития Кировской области.

Серьезной проблемой для нашей области, как и для всей страны, является то, что при существовании спроса на жилье, при наличии свободных площадей, строить негде. Во всех районах области имеются свободные территории под жилищное строительство в количестве более 600 гектаров. На этих площадях можно возвести 837 тыс.кв.метров индивидуального жилья и более 950 тыс.кв.метров многоквартирного жилья. Но все эти свободные территории не обеспечены инженерной инфраструктурой. Из-за отсутствия необходимых средств органы местного самоуправления области медленно осуществляют подготовку и формирование участков к аукционам. В результате чего в 2006 году с торгов было предоставлено порядка двадцати земельных участков для жилищного строительства площадью 4,3 гектара, в том числе три из них в городе Кирове, площадью 0,3 гектара. А обращений от физических и юридических лиц в администрацию города Кирова на предоставление земельных участков поступило более четырех тысяч.