В бюджетном послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 9 марта 2007 года "О бюджетной политике в 2008-2010 годах" к основным приоритетам бюджетных расходов отнесен приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Главной задачей приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является увеличение объемов жилищного строительства.
Регионам Российской Федерации, как и органам местного самоуправления, отводится ведущая роль в процессе реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье -гражданам России".
Необходимость обеспечения населения доступным (с точки зрения стоимости и срока возможного приобретения) и комфортным (с точки зрения условий проживания) жильем является одной из важнейших проблем социально-экономического развития для Кировской области. Достаточно привести цифры. В очереди на улучшение жилищных условий состоит около 35 тыс.семей, из них -14,9 тыс. семей в г.Кирове. Только для обеспечения потребностей очередников областному центру необходимо более 1 млн.кв. метров жилья.
Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные и индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного частными и индивидуальными застройщиками, в общем объеме жилищного строительства в 2006 году составила 94 %, из них индивидуальными застройщиками -31,3%.
В среднем на начало 2007 года на одного жителя области приходилось 21,1 кв. метра площади жилья.
Кировская область по вводу в действие жилых домов в Приволжском федеральном округе занимает 12 место, а в расчете на тысячу человек населения занимает 14 место.
Правительству области удается, начиная с 2004 года, сохранять положительную тенденцию по вводу жилья, о чем свидетельствуют данные в приведенной таблице 1.
Таблица 1
Ввод в действие жилья в 1999-2006 годах
Наименование показателя | Годы | |||||||
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Тыс.кв. метров | 242 | 221 | 219 | 190 | 161,1 | 230,4 | 257,4 | 308,5 |
Квартир | 3660 | 3140 | 3261 | 2514 | 2332 | 3375 | 3737 | 4710 |
Необходимо отметить, как положительный момент, рост ввода в действие индивидуальных жилых домов, построенных населением за свой счет и с помощью государственного кредита. В 2006 году такого жилья введено 115 тыс.кв.метров с ростом на 27% к уровню 2005 года. В основном строительство этих домов ведется в районах области. Удельный вес индивидуальных жилых домов в общем вводе жилья составил 37,2% при среднероссийском - 39,5 %.
Вместе с тем эти объемы не соответствуют потребностям жителей области. Спрос намного превышает предложение.
По причине недостаточного ввода жилья наблюдается неоправданный рост цен на жилищном рынке. Разрыв между стоимостью строительства и рыночной стоимостью жилья достигает 72%. Средняя цена жилья в городе Кирове вплотную приблизилась к 32 тыс. рублей за 1 кв. метр.
Формирование рынка доступного и комфортного жилья требует реализации комплексной государственной политики, направленной на повышение платежеспособного спроса населения на жилье через развитие различных форм жилищного кредитования, в первую очередь, ипотечного жилищного кредитования; адекватное увеличение объемов предложения жилья через развитие жилищного строительства, а также повышение качества жилищных и коммунальных услуг.
Непосредственно жилищное строительство должно осуществляться на условиях конкуренции среди застройщиков и подрядчиков.
С 2010 года запрещается строительство объектов без разработки предусмотренной законодательством градостроительной документации. В области из 442 муниципальных образований генеральные планы имеются в 391 городском и сельском поселении. Около 50 % генеральных планов требуют корректировки. Имеющиеся схемы территориальной планировки во всех 39 районах области устарели, не соответствуют требованиям законодательства, их необходимо разрабатывать вновь.
Только в десяти процентах муниципальных образований подготовлены и утверждены правила землепользования и застройки. В ближайшее время необходимо спланировать и последовательно осуществлять разработку этой обязательной документации и нормативно-правовых актов, используя все возможности муниципальных бюджетов.
С целью обеспечения жилищного строительства документами территориального планирования (генеральными планами), градостроительного зонирования (правилами землепользования застройки), документацией по планировке территории (проектами планировки с проектами межевания) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в рамках Программы необходимо разработать мероприятия по подготовке градостроительной документации о территориальном планировании развития Кировской области.
Серьезной проблемой для нашей области, как и для всей страны, является то, что при существовании спроса на жилье, при наличии свободных площадей, строить негде. Во всех районах области имеются свободные территории под жилищное строительство в количестве более 600 гектаров. На этих площадях можно возвести 837 тыс.кв.метров индивидуального жилья и более 950 тыс.кв.метров многоквартирного жилья. Но все эти свободные территории не обеспечены инженерной инфраструктурой. Из-за отсутствия необходимых средств органы местного самоуправления области медленно осуществляют подготовку и формирование участков к аукционам. В результате чего в 2006 году с торгов было предоставлено порядка двадцати земельных участков для жилищного строительства площадью 4,3 гектара, в том числе три из них в городе Кирове, площадью 0,3 гектара. А обращений от физических и юридических лиц в администрацию города Кирова на предоставление земельных участков поступило более четырех тысяч.