Действующий

О концепции областной целевой программы "Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области" на 2008-2010 годы

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Первый вариант решения проблемы предполагает реализацию комплекса наиболее актуальных мероприятий межведомственного характера по противодействию немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ на территории Кировской области, в том числе:

направленных на снижение доступности наркотиков для незаконного их потребления. Для этого в рамках Программы планируется объединение усилий Управления внутренних дел по Кировской области, Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Кировской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области с целью недопущения торговли наркотиками из квартир, в местах досуга молодежи, в учебных заведениях, в учреждениях исполнения наказаний;

направленных на уменьшение спроса на наркотики среди молодежи, не злоупотребляющей наркотиками. Для этого в рамках Программы планируется реализовать комплекс совместных профилактических мероприятий департаментами Кировской области: образования, здравоохранения, культуры и искусства, управлением по делам молодежи Кировской области, а также управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Кировской области с целью формирования системы ценностей, ориентированных на ведение здорового образа жизни среди молодежи, не злоупотребляющей наркотиками. В связи с этим необходимо выделение из областного бюджета 575 тыс. рублей. Мероприятиями будут охвачены дети, подростки и молодежь в возрасте от 11 до 24 лет. а также педагогические работники и родители. Комплекс мероприятий по данному направлению включает:

проведение целевых профилактических мероприятий, в том числе в образовательных учреждениях, местах досуга молодежи;

подготовку специальных материалов антинаркотической направленности, в том числе буклетов, брошюр, социальной рекламы для размещения в средствах массовой информации, а также наружной рекламы для размещения на улицах, в транспортных средствах общего пользования, крупных торговых центрах, местах проведения зрелищных мероприятий;

реализацию дополнительных мер, направленных на повышение уровня осведомленности родителей и педагогических работников о наркомании и мерах противодействия её распространению, а также степени их участия в организации работы с детьми и молодежью.

Для снижения спроса на наркотики среди начинающих потребителей наркотиков и наркоманов первый вариант решения проблемы предполагает создание в Кировской области системы оказания наркологической помощи населению и реабилитации взрослых, детей и подростков с алкогольной и наркотической зависимостью, а именно:

создание палаты (блока) для лечения наркозависимых в государственном лечебно-профилактическом учреждении "Кировский областной наркологический диспансер" (ул. Советская, 41), для чего необходимо выделение из областного бюджета - 7625 тыс. рублей, в том числе:

реконструкцию палаты (блока) для лечения наркоманов - 400 тыс. рублей;

на внедрение новых методик ультрабыстрой опиатной детоксикации и экстракорпоральной детоксикации - 7225 тыс. рублей.

создание отдельного изолированного от взрослых пациентов блока для лечения детей и подростков - 400 тыс. рублей.

создание в области реабилитационного отделения для лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, что предполагает:

выделение в установленном порядке помещения, удовлетворяющего следующим характеристикам:

соответствие требованиям санитарных норм и правил, касающихся медицинских учреждений, отремонтированное, вместимостью на 25 койкомест круглосуточного пребывания,

расположение в городской черте или ближайшем пригороде, наличие поблизости остановок городского общественного транспорта,

наличие прилегающей территории для проведения определенных реабилитационных мероприятий;

выделение средств областного бюджета на оснащение реабилитационного отделения необходимым медицинским и иным оборудованием на сумму 350 тыс. рублей.

Первый вариант решения проблемы потребует дополнительного выделения средств на обучение специалистов в сумме 150 тыс. рублей.

Применение первого варианта в решении проблемы сокращения масштаба незаконного потребления наркотиков в области будет сопряжено с определенными рисками:

в процессе реализации Программы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных и конечных результатов лечения и реабилитации в связи с несвоевременным выделением помещения, финансовым обеспечением мероприятий Программы;

в случае проведения в средствах массовой информации социальной антинаркотической рекламы, не соответствующей установленным требованиям, распространение скрытой рекламы и пропаганды наркотиков, существует вероятность временного повышения спроса на наркотики, которое явится реакцией части подростково-молодежного контингента. Однако, предполагается, что данное явление не будет носить длительный характер и может быть устранено в период реализации Программы.

Второй вариант решения проблемы в случае невыделения помещения и средств на внедрение более эффективных методов лечения, реабилитацию, проведение совместных профилактических мероприятий, предполагает:

реализацию комплекса мероприятий межведомственного характера по противодействию немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ на территории Кировской области при взаимодействии Управления внутренних дел по Кировской области, Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Кировской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области с целью недопущения торговли наркотиками из квартир, в местах досуга молодежи, в учебных заведениях, в учреждениях исполнения наказаний;

проведение лечебных мероприятий на базе государственного лечебно-профилактического учреждения "Кировский областной наркологический диспансер";

оказание стационарной помощи детям и подросткам, страдающим табачной, алкогольной и наркотической зависимостью вместе со взрослой категорией пациентов;

проведение реабилитации на базе дневного стационара государственного лечебно-профилактического учреждения "Кировский областной наркологический диспансер".

Комплекс антинаркотических профилактических мероприятий будет носить внутриведомственный характер.

Применение второго варианта в решении проблемы сокращения масштаба незаконного потребления наркотиков в области будет сопряжено с определенными рисками:

использование устаревших методик в лечении наркозависимых повлечет увеличение сроков стационарного лечения данной категории больных, и, как следствие, увеличение затрат областного бюджета на содержание больного в стационаре;