Объемы финансирования Программы будут определены при ее разработке, то есть обосновании и утверждении системы мероприятий, каждое из которых отличается индивидуальной ресурсоемкостью. В концептуальном плане предложения по объемам и источникам финансирования Программы в рамках рассматриваемых сценариев выглядят следующим образом.
8.1. Инерционный сценарий
Для того чтобы сохранить даже отрицательную динамику производства продукции АПК и не допустить дальнейшего роста темпов снижения его объемов, необходимо бюджетное финансирование осуществлять в сложившихся размерах (600 млн. рублей) с учетом того ежегодного прироста, который отмечается в последние годы.
8.2. Мобилизационный сценарий
Мобилизационный сценарий предполагает обеспечение в агропромышленном комплексе Кировской области расширенного воспроизводства и субсидирование его из областного бюджета на уровне, обеспечивающем равные условия ведения конкурентной борьбы на межрегиональных продовольственных рынках с товаропроизводителями других субъектов Российской Федерации, прежде всего, приграничных.
Расчетный объем необходимой бюджетной поддержки для аграрного сектора области в 2005 году, полученный на основе воспроизводственного подхода (таблица 38), который можно рассматривать как стартовый для расчета на перспективу, составляет 1280 млн. рублей (в том числе 251,3 млн. рубля фактическое финансирование из федерального бюджета).
Результаты расчета на основе метода аналоговых сопоставлений (таблица 39) дают весьма близкий к данной цифре объем бюджетной поддержки - 1128 млн. рублей (в том числе 251,3 млн.рубля - федеральные субсидии).
По экспертной оценке депутатов Законодательного Собрания области (депутатские слушания 29.11.2006 "О стратегии развития агропромышленного комплекса по 2010 год"), финансирование из областного бюджета по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" должно составлять для 2005 года 754,6 млн. рубля. С учетом 251,3 млн. рублей фактического финансирования из федерального бюджета общий объем бюджетной поддержки на основе данного подхода оценивается в 1005,8 млн. рубля, что также не очень существенно отличается от результатов расчетов, произведенных на основе других методов.
Рост объемов финансирования из областного бюджета позволит привлечь значительные кредитные ресурсы посредством субсидирования процентной ставки, как по объектам, предусмотренным приоритетным национальным проектом "Развитие АПК", так и Программой.
Прогнозные объемы финансирования развития АПК в рамках мобилизационного сценария в этом случае составляют до 24155 млн. рублей в 2008-2010 годах (в среднем за год до 8050 млн. рублей), в том числе:
привлеченные кредитные ресурсы - до 10000 млн. рублей (до 3330 млн. рублей в год);
привлеченные внешние инвестиции - до 9000 млн. рублей (до 3000 млн. рублей в год);
средства областного бюджета - до 3465 млн. рублей до 1155 млн. рублей в год);
средства федерального бюджета - до 1650 млн. рублей (до 550 млн. рублей в год).
Прогнозные объемы финансирования развития АПК в 2011-2015 годах составят до 66190 млн. рублей (до 13238 млн. рублей в год), в том числе:
привлеченные кредитные ресурсы - до 28000 млн. рублей до 5600 млн. рублей в год);
привлеченные внешние инвестиции - до 25000 млн. рублей (до 5000 млн. рублей в год);
средства областного бюджета - до 9890 млн. рублей (до 1878 млн. рублей в год);
средства федерального бюджета - до 3300 млн. рублей (до 660 млн. рублей в год).
Необходимые средства для субсидирования процентной ставки по краткосрочным и долгосрочным кредитам направляются из федерального бюджета и областного бюджета.
В условиях мобилизации финансовых ресурсов максимально эффективным должно быть организовано использование средств областного и муниципальных бюджетов, направляемых на поддержку агропромышленного комплекса и проблем, связанных с его развитием. Прежде всего, следует подразделить средства на два генеральных направления:
поддержка развития субъектов АПК;
поддержка развития сельских территорий,
что нашло отражение в Федеральном законе от 29.12.2006 №264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и в разрабатываемой в соответствии с данным законом Государственной программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы".
В каждом из данных направлений выделяются средства для решения тактических задач в рамках одного хозяйственного года и достижения стратегических целей в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
В качестве путей решения тактических задач для субъектов АПК следует рассматривать:
обеспечение доступности кредитных ресурсов для пополнения оборотных средств через субсидирование процентной ставки или другими методами;
ценовые субсидии;
компенсации затрат на энергоносители, минеральные удобрения и другие приобретаемые оборотные фонды;