Расчет платежеспособного потребительского спроса
на продукты питания и покупательской способности населения
Кировской области в 2002-2005 годах
Показатели | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2005 год в % к | |
2002 году | 2003 году | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Среднемесячные среднедушевые денежные расходы населения, рублей | 1690,8 | 1971,2 | 2442,0 | 3015,0 | 178,3 | 152,9 |
Удельный вес продовольственных товаров в расходах, % | 46,3 | 44,0 | 44,5 | 39.2 | -7.1 | -5,3 |
Платежеспособный потребительский спрос на продукты питания, рублей/месяц | 782,8 | 867,3 | 1086,6 | 1181,2 | 150,9 | 136,2 |
Средние потребительские цены, рублей/кг | ||||||
Мука пшеничная | 6,71 | 8,50 | 11,45 | 11,50 | 171,4 | 135,3 |
Хлеб ржаной, ржано-пшеничный | 6,92 | 8,24 | 10,51 | 11,55 | 166,9 | 140,2 |
Хлеб и булочные изделия из муки высшего качества | 13,11 | 15,20 | 19,31 | 21,33 | 162,7 | 140,3 |
Говядина 1 категории | 69,84 | 71,22 | 82,86 | 108,54 | 155,4 | 152,4 |
Свинина | 78,05 | 78,46 | 90,59 | 116,51 | 149,3 | 148,5 |
Колбаса полукопченая | 113,00 | 117,50 | 142,23 | 173,36 | 153,4 | 147,5 |
Колбаса вареная | 67,23 | 68,71 | 79,27 | 95,15 | 141,5 | 138,5 |
Молоко цельное 2,5-3,2% жирности за литр | 7,96 | 9,50 | 11,38 | 13,05 | 163,9 | 137,4 |
Сметана | 31,73 | 37,23 | 45,44 | 51,77 | 163,2 | 139,0 |
Сыры сычужные твердые и мягкие | 90,88 | 95,25 | 108,36 | 123,95 | 136,4 | 130,1 |
Яйца, за десяток | 16,30 | 17,90 | 22,74 | 24,16 | 148,2 | 135,0 |
Покупательская способность населения (одного вида товара в месяц), кг | ||||||
Мука пшеничная | 117 | 102 | 95 | 103 | 88,0 | 101,0 |
Хлеб ржаной, ржано-пшеничный | 113 | 105 | 103 | 102 | 90,3 | 97,1 |
Хлеб и булочные изделия из муки высшего качества | 60 | 57 | 56 | 55 | 91,7 | 96,5 |
Говядина 1 категории | 11 | 12 | 13 | 11 | 100,0 | 91,7 |
Свинина | 10 | 11 | 12 | 10 | 100,0 | 90,9 |
Колбаса полукопченая | 7 | 7 | 8 | 7 | 100,0 | 100,0 |
Колбаса вареная | 12 | 13 | 14 | 12 | 100,0 | 92,3 |
Молоко цельное 2,5-3,2% жирности, литров | 98 | 91 | 95 | 90 | 91,8 | 98,9 |
Сметана | 25 | 23 | 24 | 23 | 92,0 | 100,0 |
Сыры сычужные твердые и мягкие | 9 | 9 | 10 | 9 | 100,0 | 100,0 |
Яйца, количество десятков | 48 | 48 | 48 | 49 | 102,1 | 102,1 |
______________________________
* В таблицах 16-20 данные за 2001-2005 годы рассчитаны на основе официальной статистики: Кировская область в 2005 году: статистический ежегодник в 3 частях, часть 2: Экономика. - Киров: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, 2006. - с. 106-107, а на перспективу до 2010 года - методом экстраполяции.
По группе товаров "Мясо и мясопродукты" по всем продуктам (говядина, свинина, колбаса полукопченая, колбаса вареная) покупательская способность населения в 2005 года соответствовала уровню 2002 года и была ниже (кроме колбасы полукопченой) уровня 2003 года.
По группе товаров "Молоко и молочные продукты" произошло снижение покупательской способности населения относительно молока цельного и сметаны, при неизменности ее уровня по сырам и некотором росте - по маслу сливочному.
В отношении картофеля и овощей местного ассортимента (капусты, моркови, свеклы, лука) покупательская способность населения области увеличилась на 30-40%, хотя, как следует из таблицы 14, роста их потребления не произошло. Покупательская способность населения относительно яиц несколько повысилась, что нашло свое отражение в росте уровня их среднедушевого потребления. Вероятно,
рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, мясо и мясопродукты, вызвавший перераспределение денежных расходов населения на питание между товарными группами, при сохранении некоторых устоявшихся стандартов потребления, не позволил увеличить потребление более доступных по платежеспособности картофеля и овощей. В то же время некоторое увеличение покупательской способности населения относительно яиц вызвал рост их потребления в связи с необходимостью восполнения дефицита животного белка.
Сказанное выше позволяет с определенной долей допуска в расчетах на перспективу, исходя из инерционного сценария развития сельского хозяйства области, не экстраполировать тенденцию спада уровня среднедушевого потребления продуктов питания населением области в 2001-2005 годах, а взять за основу показатели, отражающие состояние потребительского спроса в 2003-2005 годах: по картофелю -115 килограммов, овощам - 116 килограммов, мясу и мясопродуктам - 56 килограммов, молоку и молокопродуктам - 288 килограммов. По яйцам за основу прогноза уровня потребления могут быть взяты темпы его роста в 2003-2005 годах, то есть 3,1% в год.
Предварительные данные департамента экономического развития при Правительстве области относительно роста среднедушевого потребления мяса и мясопродуктов в 2006 году по сравнению с 2005 годом с 56 килограммов до 57,8 килограмма и молока и молочных продуктов с 288 килограммов до 299,5 килограмма не могут быть использованы в перспективных расчетах, так как официально не подтверждены статистикой.
Достоверность этих данных к тому же вызывает сомнение, так как с декабря 2005 года по декабрь 2006 года стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для проведения межрегиональных сопоставлений возросла почти на 11%, в то время как реальные денежные доходы на душу населения - на 10%, реальные располагаемые доходы на душу населения - лишь на 8%.
Оценка современной и прогнозной емкости внутреннего продовольственного рынка Кировской области при сложившихся тенденциях развития сельского хозяйства представлена в таблицах 16-20 * .
Темпы сокращения емкости внутреннего регионального рынка картофеля и овощей будут несколько ниже темпов спада производства данных продуктов в области, что создаст к 2010 году дефицит картофеля и овощей, соответственно, в объеме 116,4 и 42,1 тыс. тонн, который уже сложно покрыть за счет разницы в их запасах на начало и конец года (табл. 16).
Сложившийся дефицит картофеля и овощей в регионе в значительной степени формируется в связи с ожидаемым к 2010 году уменьшением их производства в личных подсобных хозяйствах населения соответственно до 277 и 171 тыс. тонн.
Ожидаемая ситуация расширяет нишу на рынке картофеля и овощей для сельскохозяйственных организаций Кировской области. В случае отсутствия реакции сельскохозяйственных организаций на данный рыночный сигнал, данную нишу займут продукты, ввозимые из-за пределов области, а потребительские цены на них возрастут, что отрицательно скажется на качестве питания населения, особенно в группах с низкими среднедушевыми доходами.