Емкость рынков овощей, мясных и молочных продуктов, яиц ряда
субъектов Российской Федерации, не удовлетворенная за счет местного
производства, по состоянию в 2005 году (без учета производственного
потребления и потерь), тыс. тонн
Регионы | Численность населения, тыс. человек | Овощи | Мясо и мясо- продукты | Молоко и молоко- продукты | Яйцо, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Республика Коми | 996 | 46,8 | 48,8 | 152,4 | 83,7 |
Архангельская область | 1305 | 10,4 | 37,8 | 45,7 | 108,3 |
Нижегородская область | 3445 | 6,9 | 82,7 | 82,7 | 0 |
Свердловская область | 4428 | 53,1 | 132,8 | 349,8 | 0 |
Пермский край | 2770 | 0 | 60,9 | 108,0 | 0 |
Всего | 12944 | 117,2 | 363,0 | 738,6 | 192,0 |
Для укрепления и расширения своих позиций на рынках данных регионов вместе с тем необходима реализации системы маркетинговых мероприятий, концептуальная основа которых должна базироваться на продвижении натуральных высококачественных продуктов питания.
Конкурентными возможностями перерабатывающих предприятий АПК Кировской области относительно рассматриваемых регионов (Север, Урал, Нижний Новгород) является высокое качество их продукции с точки зрения производства из натурального сырья: из натурального молока, а не из импортного молочного порошка, из охлажденного, а не мороженого, годами хранившегося на зарубежных складах импортного мяса.
Указанное преимущество Кировской области усиливает предыдущее и может стать основой для расширения присутствия и завоевания новых ниш на данных рынках продовольствия. В связи с этим может быть реализована идея о создании единого бренда молочной продукции Кировской области, что будет способствовать выходу на рынки мегаполисов и закрепления на них, а также обеспечения ее качества в соответствии с принятыми международными стандартами в связи с вступлением России в ВТО. Возможно, с учетом перспектив развития органического сельского хозяйства, создание бренда, ориентированного на конкуренцию и распространение в высшем ценовом сегменте, т.е. сегменте Premium. Этому также будут способствовать более высокие доходы населения в регионах - потенциальных рынках сбыта такой продукции (Север, Урал, Нижний Новгород).
В качестве конкурентной возможности Кировской области, позволяющей существенно расширить объемы как растениеводческой, так и животноводческой продукции, нами рассматривается и высокий уровень обеспеченности сельскохозяйственными угодьями, общая площадь которых составляет 2,8 млн. гектаров, или в расчете на одного жителя региона 1,9 гектаров, что существенно выше, чем в среднем по Российской Федерации и в большинстве других регионов - реальных и потенциальных конкурентов. Расширение объемов производства сельскохозяйственного сырья позволяет увеличить количество продовольственной продукции, вырабатываемой субъектами переработки, предназначенной для вывоза в другие регионы, что будет способствовать росту масштабов присутствия на межрегиональных рынках, то есть созданию конкурентных возможностей для продвижения и удержания на рынках.
4.5. Физическая и финансовая доступность продуктов питания для населения области
Физическая доступность продуктов питания для населения Кировской области, понимаемая как бесперебойное фактическое наличие продовольствия в торговой сети и (или) в домашнем хозяйстве (при натуральном его производстве), в соответствующих платежеспособному спросу объемах и ассортименте в настоящее время не является проблемой. Более того, как следует из таблицы 21, население региона, в отличие других соседних субъектов Российской Федерации, практически всеми видами продуктов питания, кроме мяса и мясопродуктов, обеспечено, с точки зрения физической доступности, за счет местного (областного) производства.
Однако финансовая (экономическая) доступность продуктов питания, воспринимаемая как возможность населения различных социальных слоев приобретать в необходимом количестве и ассортименте по существующим на соответствующей территории ценам, находится в прямой зависимости от уровня доходов домашних хозяйств Кировской области.
Члены 20% домашних хозяйств, относящихся к пятой группе (с наибольшими доходами) в 2001 году потребляли почти 26% хлебных продуктов, 24% картофеля, 28% овощей и бахчевых культур, 31% мяса и мясопродуктов, 29% молока и молоко продуктов, 29% яиц. В тоже время на долю 20% домашних хозяйств первой группы (с наименьшими доходами) приходилось лишь 15% картофеля, 12% овощей, 9% мяса и мясопродуктов, 11% молока и молокопродуктов, 10% яиц. За анализируемый период финансовая доступность продуктов питания членов домохо-зяйств с наименьшими доходами относительно других групп заметно повысилась. По хлебным продуктам и картофелю в 2005 году финансовая доступность членов домохозяйств с различным уровнем доходов, практически выровнялась (табл. 23).