Недействующий

О Концепции политики по повышению эффективности здравоохранения Кировской области на 2007-2011 годы



Губернатор Кировской области
Н.И. Шаклеин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Кировской области
от 26.03.2007 № 126



КОНЦЕПЦИЯ
политики по повышению эффективности
здравоохранения Кировской области на 2007 - 2011 годы


1. Введение


В последние годы наблюдаются негативные изменения возрастной структуры населения Кировской области, связанные с ростом смертности в трудоспособных возрастах, снижением рождаемости и отрицательным сальдо миграции. При сохранении существующих тенденций к 2016 году количество 18-летних граждан сократится более чем в 2,22 раза, что повлияет на численность репродуктивного населения. Резко уменьшатся контингент обучающихся и воинские контингенты. Произойдет существенное сокращение масштабов трудового потенциала как за счет недостаточного воспроизводства населения, так и вследствие оттока за пределы области наиболее конкурентоспособных кадров.

Как бы ни росла рождаемость, она не сможет быстро дать прирост трудового и репродуктивного потенциала. Поэтому надо добиваться сокращения смертности.

Сердечно-сосудистые болезни являются основной причиной смерти населения и обусловливают 48,3% случаев инвалидизации. Ситуация связана, прежде всего, с ростом заболеваемости артериальной гипертонией, распространенность которой среди взрослого населения составляет более 35%.

Количество травм и отравлений (внешние причины) имеет устойчивую тенденцию к росту. Подавляющее большинство пострадавших - лица трудоспособного возраста. У мужчин последствия травм и отравлений составляют 25% всех потерь по временной нетрудоспособности. В молодом возрасте (20-39 лет) внешние причины являются основными причинами смерти.

Наиболее существенным в последние годы является темп увеличения смертности от отравлений алкоголем, в том числе его суррогатами. Заметно выросла смертность от заболеваний, связанных со злоупотреблением алкоголем.

Кировская область является зоной риска по заболеваемости туберкулезом в связи с расположенным на ее территории большим числом уголовно-исполнительных учреждений.

Проблемы с оказанием медицинской помощи возникают в сельской местности в связи с низкой плотностью населения, удаленностью от учреждений здравоохранения, сезонной изоляцией населённых пунктов и затруднением с комплектованием отдаленных больниц и амбулаторий медицинскими работниками. Более 69% сельских амбулаторий и 12% участковых больниц не имеют врачей. При наблюдающейся тенденции дальнейшего снижения численности населения, особенно сельского, следует ожидать снижения плотности населения и роста нагрузки на медицинских работников в связи с большим радиусом обслуживаемых участков и увеличением доли пожилых людей. В ближайшие годы потребуется пересмотреть подходы к оказанию амбулаторной медицинской помощи, особенно на дому.

Укомплектованность первичного звена здравоохранения, несмотря на доплаты к заработным платам медицинским работникам в рамках национального проекта "Здоровье", остается недостаточной. Ощутим дефицит медицинских кадров в центральных районных больницах, что снижает доступность квалифицированной и специализированной помощи для населения. Снижается мотивация возврата для работы в районы области выпускников медицинских образовательных учреждений.

Недостаточная степень соответствия современным требованиям учреждений здравоохранения (состояние зданий, медицинское и хозяйственное оборудование, современные средства работы с информацией и телекоммуникационные возможности) ведет к отставанию области по уровню внедрения современных методов работы от необходимого уровня, делает проблематичным достижение качества оказания медицинской помощи.

Размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не обеспечивают в полной мере население бесплатными медицинскими услугами в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Во многом это обусловлено неэффективным использованием ресурсов. Наблюдается диспропорция в соотношении объёмов медицинской помощи между затратной частью медицинской помощи (лечение в круглосуточных стационарах, выезды скорой помощи) и менее затратной медицинской помощи (амбулаторная медицинская помощь, стационар замещающие технологии, реабилитационные мероприятия).

В настоящее время не всегда существует согласованность действий различных ведомств и органов власти. Муниципалитеты не в полной мере участвуют в выполнении целевых программ в сфере здравоохранения.

В связи с этим необходимо продолжение реформирования здравоохранения.

2. Цели и задачи политики по повышению эффективности здравоохранения Кировской области


В связи с разграничением полномочий в сфере здравоохранения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления области с учётом перехода от административных методов управления к экономическим возникла необходимость изменения системы управления здравоохранением области в целях сохранения достигнутого уровня оказания медицинской помощи населению области и дальнейшего его развития.

Развитие здравоохранения области - это один из приоритетных и стратегических факторов улучшения медико-демографической ситуации и состояния здоровья населения, создающего основы устойчивого социально-экономического развития области.

Концепция политики по повышению эффективности здравоохранения Кировской области на 2007 - 2011 годы (далее - Концепция) представляет собой единую систему взглядов на цели, принципы и приоритеты в деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области в сфере повышения эффективности здравоохранения Кировской области. Это базовый документ, лежащий в основе разработки и принятия законов области, областных целевых программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в сфере охраны здоровья граждан, а также иных правовых актов в сфере здравоохранения.

Целью Концепции является создание политических, правовых, экономических и культурных условий, обеспечивающих повышение эффективности функционирования здравоохранения, повышение качества и доступности медицинской помощи, что будет способствовать сохранению и укреплению здоровья каждого человека, семьи и общества в целом, поддержанию активной долголетней жизни населения области.

3. Принципы Концепции


К основополагающим принципам Концепции относятся:

соблюдение конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

повышение ответственности исполнительных органов власти Кировской области и медицинских организаций на территории Кировской области за охрану здоровья населения;

повышение экономической эффективности функционирования медицинских учреждений за счет реформирования управления и финансирования здравоохранения;

усиление профилактической направленности в деятельности системы здравоохранения.

4. Основные направления и меры по повышению эффективности здравоохранения Кировской области