7.1. Цели, задачи Программы
7.1.1 .Цель Программы - разработка и обеспечение реализации мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона, развитие инвестиционной и инновационной деятельности, формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику области.
7.1.2. Для реализации данной цели должны быть решены следующие задачи:
7.1.2.1. Обеспечение решения вопроса повышения инвестиционной привлекательности области.
Повышение инвестиционной привлекательности Кировской области возможно путем повышения ее инвестиционного потенциала. Необходимы инициирование и разработка новых областных целевых программ в увязке с действующими федеральными целевыми программами. В целях снижения инвестиционного риска необходимо обеспечение информационной открытости в сфере инвестиционной деятельности, приложения усилий для обеспечения полного раскрытия информации о действительной структуре собственности в компаниях и о структурах корпоративного контроля, формирование открытой базы данных инвестиционных проектов и площадок, формирование системы распространения лучшей практики предоставления эффективной консультационной и аналитической поддержки муниципальным образованиям Кировской области в сфере инвестиционной деятельности.
7.1.2.2. Обеспечение решения комплекса задач по формированию и продвижению позитивного имиджа Кировской области как инвестиционно привлекательной территории.
Для решения данной задачи необходима активизация информационной политики, повышение уровня прозрачности и информационной открытости в сфере экономической деятельности: позиционирование Кировской области на национальном и мировом уровнях, повышение уровня информирования общественности о федеральных и региональных инвестиционных программах, организация, периодическое проведение и освещение совместно с ведущими рейтинговыми агентствами, в частности с рейтинговым агентством "Эксперт", в средствах массовой информации презентаций Кировской области, муниципальных образований с привлечением VIP-
персон, обеспечение на портале Правительства Кировской области широкого доступа к материалам, в частности по инновациям и инвестициям в регионе, разработка информационно-технологических аспектов продвижения инвестиционного имиджа региона.
7.1.2.3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы привлечения инвестиционных ресурсов и новых технологий в развитие региона.
Механизмами решения данной задачи могут быть разработка методик формирования муниципальных целевых программ и непосредственно программ инвестиционного развития муниципальных образований, разработка и внедрение рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности и экономической активности муниципальных образований Кировской области; инициирование и разработка органами местного самоуправления области и хозяйствующими субъектами качественных инвестиционных проектов, их отбор по приоритетности и значимости как для муниципальных образований, так и для области в целом; инициирование и разработка наиболее важных для области в экономическом плане областных целевых, адресной инвестиционной программ и инвестиционных проектов; инициирование участия соответствующих хозяйствующих субъектов Кировской области в инвестиционных программах и проектах различных регионов Российской Федерации. В работе с зарубежными инвесторами необходимо создание свободного доступа к информации государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Кировской области.
7.1.2.4. Разработка мероприятий по совершенствованию механизма государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности.
Решению данной задачи будут способствовать: расширение комплекса мер государственной поддержки частных инвесторов; создание максимально благоприятных налоговых и административных режимов на экспериментальных площадках с дальнейшим охватом всех районов области; упрощение процедуры вхождения инвестиционных проектов в государственную инвестиционную программу области; разработка нормативных актов, регламентирующих основные принципы формирования отношений частно-государственного партнерства: выявление и учет взаимных интересов, оценка реалистичности достижения целей проекта, определение функций и обязанностей сторон, разработка процедур реализации партнерства.
7.1.2.5. Обеспечение эффективного использования имеющегося в Кировской области инвестиционного и инновационного потенциала.
Для решения данной задачи необходимо формирование следующих областных целевых программ: "Развитие кадрового потенциала региона", "Развитие производственного потенциала региона", "Развитие
инновационной инфраструктуры региона", "Развитие транспортной инфраструктуры региона". Важными моментами в реализации данной задачи являются создание стартовых условий для малого инновационного бизнеса, облегчение доступа к кредитным ресурсам растущих малых предприятий при недостаточной залоговой базе, расширение и реализация спектра форм и видов государственной поддержки инвестиционных проектов.
7.1.2.6. Обеспечение эффективного развития инфраструктуры инвестиционной и инновационной деятельности.
Решение данной задачи должно быть направлено на развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (особых экономических зон технико-внедренческого типа, технопарка, инновационно-технологического центра, бизнес-инкубатора, центра трансфера технологий), образование финансовых институтов (инвестиционного и венчурного фондов), обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла.
Необходимо стимулировать долгосрочную инвестиционную деятельность банков посредством информационного содействия их основной деятельности, через стимулирование участия банков в акционерном капитале лизинговых и других финансовых компаний, через механизм налоговых льгот и кредитов для банков, осуществляющих активную инвестиционную деятельность через привлечение в область и открытие представительств и филиалов крупных банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов из Москвы и других регионов России. Одним из важных направлений решения поставленной задачи должна быть разработка и реализация мероприятий, направленных на активизацию деятельности существующих в области лизинговых и создание инвестиционных компаний. Особое внимание необходимо уделить развитию информационной, экспертно- консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности, формированию системы распространения лучшей практики предоставления эффективной консультационной и аналитической поддержки муниципальным образованиям Кировской области в сфере инновационной деятельности. Большую роль в развитии инновационной инфраструктуры должно играть взаимодействие с Федеральным агентством по науке и инновациям Министерства образования и науки Российской Федерации и научными фондами по поддержке инновационной деятельности.
7.1.2.7. Обеспечение эффективного взаимодействия инвестиционной и инновационной систем Кировской области.
Необходимо на законодательном уровне осуществлять обеспечение направленности инвестиций на инновации, а также концентрацию значительной части как государственных, так и частных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных инновационно-технологических программ.
7.2. Целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы по годам
№ п/п | Целевые индикаторы | 2005 год (отчет) | 2006 год (прогноз) | 2007 год (прогноз) | 2008 год (прогноз) | 2009 год (прогноз) |
7.2.1 | Положительная динамика позиции Кировской области в национальных рейтингах инвестиционной привлекательности | |||||
инерционная динамика | сохранение существующих позиций в рейтингах инвестиционного потенциала и риска | |||||
с учетом реализации Программы | X | X | повышение инвестиционного потенциала и снижение инвестиционного риска | |||
7.2.2 | Объем инвестиций в основной капитал (% к предыдущему году): | |||||
инерционная динамика | 120,0 | 116,0 | 117,0 | 109,0 | 106,0 | |
с учетом реализации Программы | X | X | 119,0 | 120,0 | 216,0 | |
7.2.3 | Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (% к предыдущему году): | |||||
инерционная динамика | 127,4 | 125,0 | 128,3 | 116,7 | 113,6 | |
с учетом реализации Программы | X | X | 129,0 | 130,0 | 125,0 | |
7.2.4 | Прямые иностранные инвестиции (% к предыдущему году): | |||||
инерционная динамика | 103,4 | 103,8 | 103,9 | 104,0 | 104,5 | |
с учетом реализации Программы | X | X | 104,1 | 107,1 | 110,0 | |
7.2.5 | Число промышленных предприятий, занимавшихся инновационной деятельностью: | |||||
инерционная динамика | 14 | 14 | 15 | 18 | 19 | |
с учетом реализации Программы | X | X | 17 | 22 | 30 | |
7.2.6 | Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций ( %): | |||||
Инерционная динамика | 3,5 | 3,5 | 5,0 | 7,0 | 8,0 | |
с учетом реализации Программы | X | X | 8,0 | 10,0 | 17,0 | |
7.2.7 | Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции (%): | |||||
инерционная динамика | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,5 | 6,0 | |
с учетом реализации Программы | X | X | 8,0 | 11,0 | 13,0 |