2. ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Экономическая и социальная ситуация в области свидетельствует, что Кировская область находится в полосе новых явлений в сфере трудовых отношений, занятости населения, подготовки кадров.
По данным обследования домашних хозяйств, проведенного органами госстатистики в конце 1999 года, в Кировской области насчитывалось 105,6 тыс. безработных граждан, или 13,5% экономически активного населения, из них 28,1 тыс. человек, или 3,6% экономически активного населения, были зарегистрированы в органах службы занятости населения на 01.01.2001- 26,3 тыс. человек (3,1%). При этом многие из них имеют какую-либо профессию или специальность.
Анализ рынка труда показывает, что среди тех, кто официально зарегистрирован в качестве безработных, 66,7% имеют рабочие специальности.
Среди тех, кому сложно адаптироваться в современных условиях, очень много молодежи, она составляет 37,4% всех зарегистрированных безработных, или 9,8 тыс. человек. Особенно тревожит тот факт, что 6,0% от ищущих работу граждан в трудоспособном возрасте, или 2,0 тыс. человек, - это выпускники учебных заведений, из них:
894 человека (45,7%) - выпускники школ,
516 человек (26,4%) - выпускники профессионально-технических учебных заведений (далее - ПУ),
431 человек (22,0%) - выпускники средних специальных учебных заведений (далее - ССУЗы),
114 человек (5,8%) - выпускники высших учебных заведений (далее - вузы).
Особенно "непопулярными" у работодателей оказались выпускники, получившие профессии юриста, бухгалтера, фармацевта, лаборанта, секретаря-референта, менеджера, швеи, водителя категории В, экономиста, продавца, а также рабочих с низкими квалификационными разрядами.
Несмотря на это, ряд учебных заведений Кировской области продолжают обучать молодежь именно тем профессиям и специальностям, которые являются невостребованными на рынке труда.
По-прежнему высок процент граждан, ищущих работу. На каждую вакансию бухгалтера, заявленную в службу занятости по состоянию на 01.10.2000, претендует 13 человек из числа безработных, на вакансию экономиста соответственно 7 человек, социального работника - 23 человека, продавца - 23 человека, секретаря-машинистки -19 человек. Надо отметить, что и динамика данного спроса не положительная. Это говорит о том, что в ближайшие годы здесь вряд ли коренным образом все изменится в лучшую сторону.
Выпускники общеобразовательных учебных заведений выбирают профессию под влиянием родителей (54,9% учащихся ПУ, 45,8% - ССУЗов, 54,7% - студентов вузов) или друзей (31,3% учащихся ПУ признали влияние друзей решающим при выборе профессии, 25,3% - ССУЗов, 17,3% - студентов вузов), которые не владеют в полной мере информацией о ситуации и спросе на современном рынке труда; будущие выпускники учебных заведений оказываются просто обреченными на безработицу. Часто уже в период обучения они начинают осознавать, что сделали выбор ошибочно. Так, например, 12,9% учащихся техникумов и ПУ отметили, что они ошиблись в выборе профессии, поэтому им не хочется учиться, а 23% учащихся ПУ, 16,3% средних специальных учебных заведений уже сейчас думают о смене профессии, и лишь 26,4% учащихся ПУ и ССУЗов намерены работать по получаемой ими специальности, а 73,9% учащихся ПУ, 72,1% - ССУЗов, 77% студентов вузов предполагают, что после окончания учебы могут остаться без работы.
Развитие профориентации происходит в сложнейшей ситуации. Работу по профессиональной ориентации объективно дестабилизируют факторы, среди которых основными являются:
социальная и экономическая нестабильность общества;
недостаточность нормативно-правовой базы;
разобщенность структур и ведомств, занимающихся профориентационной работой среди населения.
Одной из проблем профориентации является разобщенность между подготовкой молодежи к профессиональному самоопределению в системе образования и практическими нуждами хозяйственного комплекса.
В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения молодежи.
Острыми проблемами профориентации остаются:
противоречия между фактической потребностью общества в специалистах и личными профессиональными интересами безработных, других категорий населения;
противоречия между недостаточной информированностью населения (прежде всего молодежи) о множестве существующих видов деятельности и необходимостью самостоятельно и обоснованно выбрать профессию;
преобладание в деятельности по профориентации форм и методов, носящих информационный, просветительный, а порой и только рекламный характер.
В ряде районов области возникают трудности, связанные с недостаточностью развития системы профориентации и психологической поддержки, что не позволяет в полной мере оказывать эти услуги в городе и во всех районах Кировской области для всех желающих, системы, которая бы включала ведомственные структуры и отраслевые системы профориентации и психологической поддержки, в особенности в отраслях экономики области, требующих специальной работы с кадрами (военные структуры, транспорт и др.).
В целом остается проблемой и кадровое обеспечение специалистами на всех уровнях образования, наблюдается нехватка высококвалифицированных кадров, а также недостаточная материально-техническая оснащенность системы профориентации.
Ухудшается положение с методической базой для проведения профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, отмечено противоречие между существующими научными разработками и реальными потребностями и практикой профориентационных служб, недостаточная научно-методическая и диагностическая база, не позволяющая эффективно вести процесс профессионализации личности.
Важнейшей проблемой является устранение происшедшего в эти годы разрыва системы профориентации и подготовки кадров.
Существенная часть трудоспособной молодежи не охвачена системой профориентации, что угрожает качественному воспроизводству кадров.
Все вышеизложенное является основой определения целей, направлений и задач развития системы профориентации и психологической поддержки населения, изложенных в тексте Подпрограммы.
Областная Подпрограмма, подкрепленная соответствующим финансированием и решениями областной Думы, выполнит законодательно определенную роль организационной основы реализации государственной политики в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Кировской области.