АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30.01.2001 № 33
О неотложных мерах по предупреждению
и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
в Кировской области
_______________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 15.05.2007 № 94/215
_______________________________________________________________
В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти, нефтепродуктов и защиты населения и окружающей среды от их вредного воздействия и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Кировской области (далее - Требования). Прилагаются.
2. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Кировской области (Раков А.Г.) совместно с Кировским отделом управления Западно-Уральского округа Госгортехнадзора России (Конышев В.П.) :
2.1. Организовать методическое обеспечение работ по разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Планы) на территории области.
2.2. Подготовить совместно с заинтересованными ведомствами: комитетом природных ресурсов по Кировской области (Деньгин В.Г.), управлением государственного энергетического надзора по Кировской области (Слободчиков В.А.), комитетом сельского хозяйства и продовольствия администрации области (Логинов А.П.) - перечень организаций и предприятий, которые обязаны разрабатывать Планы, сроки предоставления, порядок согласования и утверждения Планов (далее - Перечень).
Перечень утвердить комиссией по чрезвычайным ситуациям Кировской области.
3. Главам администраций районов и городов области совместно с органами, определенными в Требованиях к разработке Планов, организовать работу по согласованию Планов с организациями и предприятиями в соответствии с Перечнем, утвержденным решением комиссии по чрезвычайным ситуациям Кировской области.
4. Организациям, предприятиям, объектам экономики, включенным в Перечень:
4.1. Обеспечить неснижаемый запас паспортизованных сорбентов ГОСТ Р12.1.052-97 и средств предотвращения загрязнения в соответствии с нормами, принятыми постановлением Губернатора области от 27.01.97 № 22 "Об обеспечении экологической безопасности на объектах, связанных с хранением, реализацией и применением нефтепродуктов", с учетом максимально возможного объема разлившейся нефти и нефтепродуктов, определенных для объектов пунктом 2 основных Требований к разработке Планов.
4.2. Разработку Планов, их согласование и утверждение завершить до 01.07.2001.
5. Кировскому центру стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России (Урванцев Ю.А.) рекомендовать предусмотреть в планах государственного надзора проверки соблюдения ГОСТ Р12.1.052-97 ССБТ "Паспорт безопасности вещества материала".
6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Малых В.М.
Первый заместитель
Губернатора Кировской
области А.А. Пинаев
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Губернатора
Кировской области
от 30.01.2001 № 33
ТРЕБОВАНИЯ
к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов на территории Кировской области
1. Требования определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также организацию взаимодействия сил и средств, привлекаемых для ликвидации разливов (далее - План).
2. План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов дополняет ранее принятые планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов.
3. Планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными актами с учетом максимально возможных объемов разлившихся нефти и нефтепродуктов, которые определяются для объектов:
нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;
стационарные добывающие установки - 1500 тонн;
автоцистерна (резервуар) - 100 процентов объема;
железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;
трубопровод при прорыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;
трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней.
4. В зависимости от объема разлившихся нефти и нефтепродуктов и площади разлива определяются чрезвычайные ситуации (ЧС):
локального значения - до 100 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территорию объекта;
местного значения - до 500 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территорию населенного пункта, в котором расположен объект;
территориального значения - до 1000 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территорию нескольких районов области или города;
регионального значения - до 5000 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территории двух субъектов Российской Федерации;
федерального значения - более 5000 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территории более двух субъектов Российской Федерации.
5. Планы разрабатываются организациями - объектами экономики независимо от форм собственности, осуществляющими добычу, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов.
6. Планы согласовываются:
6.1. Для организаций и предприятий, имеющих максимально возможным объемом разливающихся нефти и нефтепродуктов до 100 тонн, -с органом ГО и ЧС муниципального органа власти (города, района), управлением сельского хозяйства и продовольствия района, представителем комитета природных ресурсов района.
Планы утверждаются председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям района (города).
6.2. Для организаций и предприятий, имеющих максимально возможным объемом разливающихся нефти и нефтепродуктов до 500 тонн, - с Главным управлением по делам ГО и ЧС Кировской области. Кировским отделом управления Западно-Уральского округа Госгортехнадзора России, комитетом сельского хозяйства и продовольствия администрации области, управлением государственного энергетического надзора по Кировской области, комитетом природных ресурсов по Кировской области.
Планы утверждаются председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям области.
6.3. Для организаций и предприятий, имеющих максимально возможный. объемом разлившийся нефти и нефтепродуктов свыше 500 тонн, - с Главным управлением по делам ГО и ЧС Кировской области, Кировским отделом управления Западно-Уральского округа Госгортехнадзора России, комитетом сельского хозяйства и продовольствия администрации области, управлением государственного энергетического надзора по Кировской области, комитетом природных ресурсов по Кировской области.
Утверждается Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
7. При совершении факта разлива нефти и нефтепродуктов организация - виновник аварии уведомляет о случившемся в течение 1-го часа с момента обнаружения аварии территориальные органы власти, органы ГО и ЧС при органах власти, представителей подразделений комитета природных ресурсов по Кировской области, управления сельского хозяйства и продовольствия администрации области, управления государственного энергетического надзора по Кировской области и Кировского отдела управления Западно-Уральского округа Госгортехнадзора России и принимает меры по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов в соответствии с Планом.
8. После завершения ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов организация - виновник аварии проводит ведомственный экологический мониторинг атмосферного воздуха, водных объектов, почвы и представляет в органы власти, надзорные и контрольные органы, указанные в пункте 7, письменный отчет, в котором указываются:
8.1. Причина и обстоятельства разлива нефти и нефтепродуктов.
8.2. Действия должностных лиц объекта и формирований, в том числе и привлеченных.
8.3. Оценка воздействие разлива нефти и нефтепродуктов на окружающую природную среду и здоровье проживающего населения.
8.4. Затраты на ликвидацию разлива, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов, последующую реабилитацию территории и страховые выплаты по гражданской ответственности,
8.5. Уровень остаточного загрязнения.
9. В зависимости от вида чрезвычайной ситуации органы местного самоуправления, надзорные и контролирующие органы после получения письменного уведомления о ликвидации аварии организуют ведомственную проверку представленного отчета и представляют письменные донесения в комиссию по чрезвычайным ситуациям области на имя ее председателя (заместителя) и в федеральные комитеты и министерства по подчиненности.
10. План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов состоит из оперативной части (пояснительной записки) и графической части (приложений).
10.1. Оперативная часть плана включает в себя два раздела:
10.1.1. Мероприятия по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов.
10.1.2. Оперативные мероприятия по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
10.2. Графическая часть плана (приложения) состоит из:
10.2.1. Календарного плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов по видам возможных аварий с разливом нефтепродуктов.
10.2.2. Ситуационного плана с генпланом объекта и генпланом местности, на которой находится объект, с изображением возможных мест разлива, площади разлива, зданий и сооружений, инфраструктуры местности, которая может попасть в зону разлива, мест размещения запасов сорбентов и материальных средств для локализации и ликвидации аварии, пути эвакуации пострадавших и населения, пути ввода сил и средств для ликвидации последствий разлива и других необходимых данных для оперативного принятия решения.
10.2.3. Расчета сил и средств объекта, привлекаемых для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также сил, привлекаемых к ликвидации аварии по договору, их состава и дислокации.
10.2.4. Схемы управления, оповещения и связи объекта для оповещения и управления при ликвидации аварии.
10.2.5. Графика проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом того, что время локализации разлива не должно превышать 4 часов при разливе на водных бассейнах и 6 часов при разливе на почве.
11. Мероприятия по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов:
11.1. Прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов с учетом географических, гидрометеорологических и других особенностей района разлива нефтепродуктов.
11.2. Проведение мониторинга состояния природной среды (недра, почвы, воды, воздуха) на объекте.
11.3. Оборудование объектов хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов средствами предотвращения загрязнения почвы, поверхностных и подземных вод.
11.4. Создание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (для организаций, имеющих подведомственные нефтебазы, склады, автозаправки).
11.5. Создание оперативных групп по руководству ликвидацией аварии (для складов и автозаправок).
11.6. Разработка плана тушения пожаров при разливе нефти и нефтепродуктов, и возможном их возгорании.
11.7. Создание системы взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов,
11.8. Первоочередные действия при получении сообщения об аварии с разливом нефти и нефтепродуктов.
11.9. Организация финансового, материально-технического, инженерного обеспечения операции по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов.
12. При расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:
12.1. Максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива, техническое состояние объекта, состояние оборудования.
12.2. Физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов.
12.3. Влияние места расположения объекта на скорость распространения нефтепродуктов с учетом возможности их попадания во внутренние водоемы и реки.
12.4. Наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке отходов нефтепродуктов.
12.5. Транспортная инфраструктура в районе разлива нефтепродуктов.
12.6. Возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также привлекаемых по договору формирований.
12.7. Время доставки сил и средств к месту чрезвычайных ситуаций.
12.8. Время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов разлива в акватории и 6 часов при разливе на почве.
13. Оперативные мероприятия по ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов:
13.1. Оповещение органов власти, руководящего состава, рабочего и дежурного персонала, формирований, населения об разливе нефти и нефтепродуктов с указанием места аварии и ее масштабов.
13.2. Проведение организационных и технологических первоочередных действий при получении сообщения об аварии руководящим составом и дежурным персоналом:
13.2.1. Отселение (эвакуация) населения, оказавшегося в зоне разлива нефтепродуктов, в безопасное место и оказание доврачебной медицинской помощи пострадавшим.
13.2.2. Проведение рекультивации земельных участков, загрязненных нефтью и нефтепродуктами.
13.2.3. Проведение мониторинга состояния объектов природной среды, подвергшихся негативному воздействию нефти и нефтепродуктов.
13.2.4. Представление в органы власти, надзорные и контролирующие органы необходимых донесений.
14. Порядок и периодичность проверки готовности сил и средств, привлекаемых для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, определяет комиссии по чрезвычайным ситуациям, включив проверки годовой план проверки работы комиссии.