2.1. Анализ ситуации в сфере культуры
Социально-экономические преобразования в девяностые годы уходящего столетия оказали существенное влияние на состояние всей отечественной культуры.
Современная ситуация в области культуры очень противоречива. С одной стороны, усилились процессы демократизации культурной деятельности, складываются предпосылки для свободы творчества. С другой стороны, вторжение в сферу рыночной экономики привело ее к заметной коммерционализации и понижению качества культурной жизни. Кроме того, недостаточное финансирование отрасли привело к сокращению сети учреждений культуры, в первую очередь в сельской местности, ухудшению ее материально-технической базы, состояния сохранности недвижимых памятников истории и культуры, отсутствию надлежащей системы их государственного учета, ухудшению сохранности музейных и библиотечных фондов, разрушению системы кинопроката и кинообслуживания населения, снижению гастрольной деятельности профессиональных творческих коллективов.
Финансирование отрасли сводилось в основном к так называемым "защищенным статьям" расходов.
Вышеуказанные негативные явления повлекли за собой угрозу невосполнимых потерь в культурном наследии, замедление темпов модернизации и новаторства в культурной жизни - важнейших факторов саморазвития культуры, сокращение кадрового потенциала культуры в результате резкого снижения уровня доходов творческих работников, оттока их в другие отрасли экономики.
2.2. Направления организационно-экономических преобразований в сфере культуры
Обеспечение государственных гарантий доступности учреждений культуры. С этой целью планируется:
сохранить сеть существующих учреждений культуры и искусства;
создать сеть информационных центров при учреждениях культуры;
организовать перевод отдельных учреждений культуры на контрактное и инвестиционное финансирование;
разработать основополагающие документы организационного, экономического и правового характера, регламентирующие деятельность отдельных видов учреждений культуры и искусства.
2.3. Обеспечение более рационального расходования бюджетных средств и использование находящегося в сфере культуры государственного имущества:
2.3.1. Повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере культуры предполагает последовательное внедрение программно-целевых, контрактных и инвестиционных методов финансирования учреждений культуры. Концентрация бюджетных средств для решения ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов.
2.3.2. Перевод на контрактную систему найма руководителей учреждений культуры и творческих работников, расширение самостоятельности учреждений культуры в определении размеров и условий оплаты труда.
2.3.3. Оптимизация сети бюджетных учреждений культуры.
2.3.4. Введение системы финансового планирования, обеспечивающей учет всех источников доходов государственных и муниципальных учреждений культуры, направлений их использования.
2.3.5. Создание систем мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, сохранения предметов музейного и архивного фондов, фондов библиотек. Внедрение современных методов контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
2.3.6. Проведение инвентаризации имущества, его оценка и получение значительных доходов от его использования.
2.3.7. Соблюдение реальной конкурсности при осуществлении государственных закупок товаров и услуг - основной элемент рационального использования бюджетных средств.
2.4. Создание условий для привлечения в сферу культуры дополнительных ресурсов
Привлечение дополнительных ресурсов в сферу культуры предполагает формирование многоканального механизма финансирования. При этом необходимо внедрение механизмов бюджетного финансирования, стимулирующих привлечение организациями культуры внебюджетных средств, там, где для этого имеются соответствующие возможности.
Внедрение службы маркетинга позволит иметь объективную информацию о том, какие культурные услуги и почему интересуют различные слои населения. За какие из предполагаемых услуг потребители готовы заплатить и какую сумму, за счет каких услуг можно существенно укрепить финансовое состояние учреждения.
Новые способы проведения досуга, основанные на инновационных идеях и оригинальных технологиях, должны приходить на смену надоевшим пассивным формам проведения досуга.
Упорядочение реализации основных культурных услуг, создание системы дополнительных соответствующих услуг. Только в тесном сочетании основные и дополнительные услуги дадут желаемые результаты.
Проявление максимума гибкости и изобретательности, живое и энергичное реагирование на назревающие и в еще большей степени на уже происходящие изменения во вкусах, потребностях, моде, отношениях со смежниками и поведении конкурентов.
Сохранение налоговых льгот для благотворительной деятельности в сфере культуры.
Принятие активного участия в конкурсах на гранты Президента РФ, а также проводимых различными средствами массовой информации, общественными фондами и организациями, для привлечения дополнительных средств.
Реализация Программы осуществляется по мероприятиям, охватывающим все сферы департамента культуры и искусства администрации области, согласно приложениям 1,2.