АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 18.01.2001 № 15


О Программе развития культуры и сохранения
 культурного наследия Кировской области
"Вятская земля" на 2001-2005 годы

В целях дальнейшего развития культуры и сохранения культурного наследия Кировской области ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Программу развития культуры и сохранения культурного наследия Кировской области "Вятская земля" на 2001-2005 годы (Далее - Программа).

2. Департаменту экономики администрации области (Куимова Л.М.), осуществляющему функции координатора за ходом реализации региональных целевых программ, ежегодно, начиная с 2001 года, включать Программу в перечень областных целевых программ, реализуемых на территории области.

3. Определить государственным заказчиком по реализации мероприятий Программы департамент культуры и искусства администрации области (Балыбердин Г.М.).

4. Финансовому управлению Кировской области (Помаскин A.M.) ежегодно при разработке проекта областного бюджета предусматривать средства на реализацию Программы.

5. Ежегодно представлять в Министерство культуры РФ бюджетную заявку на финансирование совместных мероприятий Программы в рамках Федеральной целевой программы "Культура России" ("Развитие культуры и сохранение культурного наследия России").

6. Рекомендовать администрациям районов и городов области разработать районные и городские программы развития культуры и сохранения культурного наследия района, города на 2001-2005 годы и предусмотреть  в соответствующих бюджетах на 2001 год и последующие годы их финансирование.

7. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Покручину А.А.


Губернатор Кировской
 области В.Н. Сергеенков

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Губернатора
Кировской области
от 18.01.2001 № 15

ПРОГРАММА
развития культуры и сохранения культурного наследия
Кировской области "ВЯТСКАЯ ЗЕМЛЯ" на 2001-2005 годы

ПАСПОРТ
Программы развития культуры и сохранения культурного
наследия Кировской области "ВЯТСКАЯ ЗЕМЛЯ" на 2001-2005 годы


Наименование Программы

Программа развития культуры и сохранения культурного наследия Кировской области "Вятская земля" на 2001 - 2005 годы

Срок выполнения Программы

2001 - 2005 годы

Основание для разработки Программы

поручение администрации области

Государственный заказчик -координатор Программы

департамент культуры и искусства администрации области

Государственный заказчик Программы по направлениям

департамент культуры и искусства администрации области

Разработчик Программы

департамент культуры и искусства администрации области

Исполнители Программы

организации культуры и искусства,

государственное предприятие "Кировский областной кинопрокат",

творческие союзы и объединения деятелей культуры и искусства,

Вятское епархиальное управление, Кировский государственный цирк

Контроль за исполнением Программы

департамент культуры и искусства администрации области

1. Цели и задачи Программы. Важнейшие целевые показатели


1.1. Программа направлена на достижение стратегических целей государственной культурной политики области:

1.1.1. Сохранение культурного потенциала и культурного наследия области, обеспечение преемственности развития культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций.

1.1.2. Обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей для жителей различных районов области и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям, создание условий для диалога культур народов, компактно проживающих в области.

1.1.3. Формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию общества.

1.2. Основными задачами Программы являются:

1.2.1. Организационное, правовое, финансовое обеспечение свободы творчества, создание условий для расширения социальной базы и географии потребления культурного продукта, предлагаемого в сфере профессионального искусства.

1.2.2. Сохранение традиций и развитие театрального, музыкального, изобразительного и циркового искусства, повышение их роли в культурной жизни области.

1.2.3. Обеспечение эффективной государственной охраны недвижимых памятников истории и культуры (имеется в виду их выявление, государственный учет, введение в научный и культурный оборот, эффективное использование как объектов наследия и как недвижимого имущества).

1.2.4. Организационное, финансовое и правовое обеспечение сохранения, пополнения, изучения и представления музейного фонда области, в первую очередь его государственной части, методическое и организационно-финансовое обеспечение процессов модернизации деятельности музеев, включая создание современных экспозиций, использования новых информационных технологий в учетно-хранительной и популяризаторской деятельности музеев, выработка и внедрение в деятельность музеев современных форм и методов управления.

1.2.5. Повышение эффективности учета музейного фонда, форм государственного контроля за его сохранением, обеспечение доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям.

1.2.6. Создание организационных, научно-технических, финансовых условий для обеспечения реальной безопасности музейных собраний и библиотечных фондов.

1.2.7. Обеспечение свободного доступа к информации и знаниям посредством создания качественно новой системы информационно-библиотечного обслуживания населения области, научно-методическое, организационно-финансовое и правовое обеспечение деятельности библиотек и их модернизации, содействие в создании единства информационного пространства области.

1.2.8. Совершенствование культурно-досуговой деятельности, внедрение новых форм работы клубных учреждений, обусловленных современной социально-экономической и общественно-политической ситуацией.

1.2.9. Сохранение национальной школы подготовки кадров, обеспечение минимальной социальной доступности дополнительного образования в сфере культуры, модернизация деятельности образовательных учреждений отрасли, развитие системы непрерывного образования и переподготовки кадров культуры.

1.2.10. Достижение коренного перелома в состоянии материально-технической базы учреждений культуры областного подчинения, в первую очередь особо ценных объектов культурного наследия, улучшение материально-технической базы учреждений отрасли.

1.3. Разделы Программы:

1.3.1. "Профессиональное искусство".

1.3.2. "Сохранение культурного наследия области".

1.3.3. "Модернизация библиотечного дела".

1.3.4. "Стимулирование народного творчества и культурно-досуговой деятельности" -

1.3.5. "Профессиональное образование, выявление и поддержка молодых дарований".

1.3.6. "Модернизация материальной базы, технического и технологического оснащения организаций культуры".

1.4. Источники и объемы финансирования Программы:

федеральный бюджет

- 378,6 млн.рублей;

бюджет субъекта Российской Федерации

- 282,3 млн.рублей;

внебюджетные источники

- 87,3 млн.рублей.

ВСЕГО расходов

- 748,2 млн.рублей.


1.5. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

1.5.1. Создание условий для расширения возможностей населения по доступу к культурным ценностям и культурным благам.

1.5.2. Создание условий для эффективного сохранения и развития культурного наследия области.

1.5.3. Укрепление единства культурного пространства области.

1.5.4. Восстановление государственного сектора сети кинопоказа. 1.6. Система организации контроля за исполнением Программы:

1.6.1. Текущее управление, координацию работ и контроль осуществляет государственный заказчик - департамент культуры и искусства администрации области, который создает дирекции по выполнению отдельных разделов Программы.

1.6.2. Руководитель Программы несет персональную ответственность за ход ее реализации, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на реализацию Программы финансовых средств.

2. Характеристика ситуации в сфере действия Программы


2.1. Анализ ситуации в сфере культуры

Социально-экономические преобразования в девяностые годы уходящего столетия оказали существенное влияние на состояние всей отечественной культуры.

Современная ситуация в области культуры очень противоречива. С одной стороны, усилились процессы демократизации культурной деятельности, складываются предпосылки для свободы творчества. С другой стороны, вторжение в сферу рыночной экономики привело ее к заметной коммерционализации и понижению качества культурной жизни. Кроме того, недостаточное финансирование отрасли привело к сокращению сети учреждений культуры, в первую очередь в сельской местности, ухудшению ее материально-технической базы, состояния сохранности недвижимых памятников истории и культуры, отсутствию надлежащей системы их государственного учета, ухудшению сохранности музейных и библиотечных фондов, разрушению системы кинопроката и кинообслуживания населения, снижению гастрольной деятельности профессиональных творческих коллективов.

Финансирование отрасли сводилось в основном к так называемым "защищенным статьям" расходов.

Вышеуказанные негативные явления повлекли за собой угрозу невосполнимых потерь в культурном наследии, замедление темпов модернизации и новаторства в культурной жизни - важнейших факторов саморазвития культуры, сокращение кадрового потенциала культуры в результате резкого снижения уровня доходов творческих работников, оттока их в другие отрасли экономики.

2.2. Направления организационно-экономических преобразований в сфере культуры

Обеспечение государственных гарантий доступности учреждений культуры. С этой целью планируется:

сохранить сеть существующих учреждений культуры и искусства;

создать сеть информационных центров при учреждениях культуры;

организовать перевод отдельных учреждений культуры на контрактное и инвестиционное финансирование;

разработать основополагающие документы организационного, экономического и правового характера, регламентирующие деятельность отдельных видов учреждений культуры и искусства.

2.3. Обеспечение более рационального расходования бюджетных средств и использование находящегося в сфере культуры государственного имущества:

2.3.1. Повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере культуры предполагает последовательное внедрение программно-целевых, контрактных и инвестиционных методов финансирования учреждений культуры. Концентрация бюджетных средств для решения ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов.

2.3.2. Перевод на контрактную систему найма руководителей учреждений культуры и творческих работников, расширение самостоятельности учреждений культуры в определении размеров и условий оплаты труда.

2.3.3. Оптимизация сети бюджетных учреждений культуры.

2.3.4. Введение системы финансового планирования, обеспечивающей учет всех источников доходов государственных и муниципальных учреждений культуры, направлений их использования.

2.3.5. Создание систем мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, сохранения предметов музейного и архивного фондов, фондов библиотек. Внедрение современных методов контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

2.3.6. Проведение инвентаризации имущества, его оценка и получение значительных доходов от его использования.

2.3.7. Соблюдение реальной конкурсности при осуществлении государственных закупок товаров и услуг - основной элемент рационального использования бюджетных средств.

2.4. Создание условий для привлечения в сферу культуры дополнительных ресурсов

Привлечение дополнительных ресурсов в сферу культуры предполагает формирование многоканального механизма финансирования. При этом необходимо внедрение механизмов бюджетного финансирования, стимулирующих привлечение организациями культуры внебюджетных средств, там, где для этого имеются соответствующие возможности.

Внедрение службы маркетинга позволит иметь объективную информацию о том, какие культурные услуги и почему интересуют различные слои населения. За какие из предполагаемых услуг потребители готовы заплатить и какую сумму, за счет каких услуг можно существенно укрепить финансовое состояние учреждения.

Новые способы проведения досуга, основанные на инновационных идеях и оригинальных технологиях, должны приходить на смену надоевшим пассивным формам проведения досуга.

Упорядочение реализации основных культурных услуг, создание системы дополнительных соответствующих услуг. Только в тесном сочетании основные и дополнительные услуги дадут желаемые результаты.

Проявление максимума гибкости и изобретательности, живое и энергичное реагирование на назревающие и в еще большей степени на уже происходящие изменения во вкусах, потребностях, моде, отношениях со смежниками и поведении конкурентов.

Сохранение налоговых льгот для благотворительной деятельности в сфере культуры.

Принятие активного участия в конкурсах на гранты Президента РФ, а также проводимых различными средствами массовой информации, общественными фондами и организациями, для привлечения дополнительных средств.

Реализация Программы осуществляется по мероприятиям, охватывающим все сферы департамента культуры и искусства администрации области, согласно приложениям 1,2.

Реализация программных мероприятий всех разделов рассчитана на 2001 - 2005 годы. Государственным заказчиком Программы является департамент культуры и искусства администрации области.

Приложение № 1
 к Программе

    


МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

1. Профессиональное искусство

1.1. Целями профессионального искусства являются:

1.1.1. Организационное, правовое, финансовое обеспечение свободы творчества, создание условий для расширения социальной базы и географии потребления культурного продукта, предлагаемого в сфере профессионального искусства.

1.1.2. Сохранение традиций и развитие театрального искусства, создание условий для выявления и становления талантов в области музыкального профессионального искусства, сохранение традиций отечественного музыкального искусства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»