ЗАКОН
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(с изменениями на 20 января 1997 года)
_________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
Законом Кировской области
от 04.06.1999 № 107-ЗО
_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Кировской области от 02.09.1996 № 27-ЗО
Законом Кировской области от 14.10.1996 № 31-ЗО
Законом Кировской области от 08.12.1996 № 32-ЗО
Законом Кировской области от 20.01.1997 № 34-ЗО
_______________________________________________________________________
Принят областной Думой
30 января 1996 года
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 1. Предмет регулирования Закона.
1. Настоящий Закон устанавливает порядок выборов органов местного самоуправления и их должностных лиц на основе Конституции и законодательства Российской Федерации, Устава Кировской области.
2. Выборы органов лиц местного самоуправления и их должностных лиц, избираемых населением или выборными органами местного самоуправления, регулируются Уставами муниципальных образований.
Статья 2. Основные термины, используемые в Законе.
В отношении настоящего Закона понятия и термины используются в следующих значениях:
выборы органов и должностных лиц местного самоуправления -понятие включает в себя действия граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, избирательных объединений, избирательных комиссий, органов местного самоуправления по регистрации избирателей, составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия;
избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;
активное избирательное право - право граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, избирать органы и должностных лиц местного самоуправления;
пассивное избирательное право - право граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, быть избранными в органы или должностными лицами местного самоуправления;
избиратель -гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом;
гарантии избирательных прав граждан -организационные, правовые, информационные и иные средства обеспечения избирательных прав граждан Российской Федерации;
мажоритарная избирательная система -система выборов по одномандатным (один округ -один мандат) и по многомандатным (один округ -два и более мандатов) избирательным округам, при котором для победы по округу кандидат в депутаты должен набрать голосов больше других кандидатов (система относительного большинства);
избирательные комиссии -комиссии, образованные в установленном Законом порядке для организации проведения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления;
кандидат -гражданин, зарегистрированный в установленном порядке для занесения в списки претендентов на право быть избранным в выборный орган местного самоуправления;
избирательное объединение -общественное объединение, Устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, созданное и зарегистрированное управлением юстиции администрации области в порядке, установленном федеральными законами не позднее, чем за шесть месяцев до объявления дня выборов;
избирательный блок -добровольное объединение двух или более общественных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном федеральными законами, законами области и нормативными правовыми актами областной Думы для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения;
предвыборная агитация -публичное изложение мнения граждан, общественных и избирательных объединений в допускаемой Законом форме и методах "за" или "против" кандидата, высказываемое в период со дня регистрации кандидата до дня выборов;
выборное должностное лицо местного самоуправления -должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно Уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.
Статья 3. Принципы участия граждан в выборах органов местного самоуправления и их должностных лиц.
1. Выборы органов местного самоуправления и их должностных лиц, избираемых населением непосредственно, проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Настоящий Закон гарантирует обеспечение избирательных прав граждан.
2. Выборы старост на сходах граждан могут проводиться открытым или тайным голосованием по решению сходов в соответствии с Законом области.
3. Муниципальные образования не вправе вводить ограничения избирательных прав членов муниципальных образований, предусмотренных Конституцией и законодательством Российской Федерации, Уставом и законодательством области.
Статья 4. Избирательное право при выборах органов местного самоуправления и их должностных лиц.
1. Гражданин Российской Федерации, проживающий на территории муниципального образования, достигший 18 лет, вправе избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. Главой местного самоуправления может быть избран гражданин, достигший на день выборов 21 года.
(п. 1 с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 08.12.1996 № 32-ЗО)
2. Граждане Российской Федерации имеют равные права при выборах органов местного самоуправления и их должностных лиц независимо от пола, расы, национального языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 5. Избирательная система.
Выборы органов местного самоуправления и их должностных лиц проводятся по мажоритарной системе по одномандатным и многомандатным избирательным округам.
Статья 6. Сроки проведения выборов.
1. Сроки полномочий органов местного самоуправления и их должностных лиц устанавливаются Уставом муниципального образования в соответствии с Законом области.
2. Дата выборов органов и должностных лиц местного самоуправления назначается представительным органом местного самоуправления.
3. Днем выборов органов и должностных лиц местного самоуправления рекомендуется первое воскресенье после истечения срока, на который они были избраны.
Статья 7. Финансирование выборов.
1. Подготовка и проведение выборов органов местного самоуправления и их должностных лиц финансируется за счет средств местных бюджетов.
2. В том случае, если при установлении источников доходов и нормативов отчислений в местные бюджеты не были предусмотрены расходы на проведение выборов органов местного самоуправления и их должностных лиц подготовка выборов финансируются за счет средств областного бюджета.
3. Финансирование работы избирательной комиссии области по выборам органов местного самоуправления и их должностных лиц осуществляется из средств областного бюджета.
ГЛАВА II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ.
Статья 8. Образование избирательных округов.
1. Границы избирательных округов определяются территориальной избирательной комиссией и утверждаются представительным органом местного самоуправления не позднее, чем за 60 дней до дня выборов. Изменение границ избирательных округов после их установления не допускается
2. Число избирателей в избирательных округах должно быть равным. Допускается отклонение от среднего числа избирателей в округе не более 10 процентов, а в отдаленных труднодоступных местностях на территории компактного проживания населения не более 15 процентов, а в отдаленных и труднодоступных местностях на территории компактного проживания населения не более 15 процентов.
(п. 2 в ред. постановления областной Думы от 10.10.96 N 26/160, от 14.10.1996 № 31-ЗО)
3. Избирательный округ составляет единую территорию.
Включение в избирательный округ не граничащих между собой территорий не допускается.
Статья 9. Образование избирательных участков.
1. Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах органов местного самоуправления и их должностных лиц образуются избирательные участки.
Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.
Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с территориальной избирательной комиссией из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее 45 дней до выборов.
2. Список избирательных участков с указанием адресов избирательных комиссий подлежит обязательному опубликованию не позднее, чем за 40 дней до выборов.
Статья 10. Списки избирателей.
1. В списки избирателей включается все население муниципального образования, обладающее не день голосования активным избирательным правом.
2. Глава муниципального образования обеспечивает учет избирателей на территории муниципального образования и передает избирательным комиссиям сведения об избирателях.
3. Список избирателей составляется избирательной комиссией на основе предоставленных главой муниципального образования данных в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя.
Уточнение списков избирателей должно быть завершено не позднее 30 дней до дня выборов, после чего списки должны быть представлены для ознакомления избирателей.
4. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
5. Каждый гражданин, проживающий на территории муниципального образования, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.
(п. 5 с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 08.12.1996 № 32-ЗО)
ГЛАВА III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ.
Статья 11. Статус избирательных комиссий.
1. Для организации и проведения выборов органов местного самоуправления и их должностных лиц образуются избирательные комиссии. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, органами государственной власти и управления, общественными объединениями, учреждениями, организациями, действующими на территории избирательного округа или участка.
3. Государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач.
(п. 3 с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 20.01.1997 № 34-ЗО)
Статья 12. Система избирательных комиссий.
1. При подготовке и проведении выборов органов местного самоуправления и их должностных лиц образуются следующие избирательные комиссии:
избирательная комиссия области по выборам органов местного самоуправления и их должностных лиц;
территориальные избирательные комиссии по выборам органов местного самоуправления и их должностных лиц в муниципальных образованиях;
окружные избирательные комиссии по выборам органов местного самоуправления и их должностных лиц в муниципальных избирательных округах;
участковые избирательные комиссии по выборам органов местного самоуправления и их должностных лиц в муниципальных избирательных участках.
2. Исходя из местных условий, полномочия различных видов комиссий, за исключением избирательной комиссии области, могут исполняться одной из названных комиссий.
Статья 13. Порядок формирования территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий.
1. Формирование избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы в соответствии с Уставом муниципального образования.
2. Избирательные комиссии образуются представительными органами местного самоуправления:
территориальные избирательные комиссии -не позднее чем за 60 дней до проведения выборов в количестве 5-9 членов;
окружные избирательные комиссии не позднее чем за 50 дней до проведения выборов в количестве 5-9 членов;
участковые избирательные комиссии формируются не позднее чем за 45 дней до выборов в количестве 5-10 членов.
Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии.
3. Каждое избирательное объединение, зарегистрированное в установленном порядке, и каждый кандидат по соответствующему округу вправе назначить одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Статья 14. Статус члена избирательной комиссии.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.
В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в выборные органы местного самоуправления, на занятие должностей глав и других выборных должностных лиц местного самоуправления, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
вправе задавать вопросы другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов.