Состояние финансовой системы муниципального образования "Город Киров" характеризуется множественными проблемными моментами, которые также следует рассматривать в качестве финансовых предпосылок к реализации настоящей Программы реформирования.
На протяжении ряда лет снижается обеспеченность налоговыми доходами бюджета муниципального образования "Город Киров" как в связи с проводящейся на федеральном уровне налоговой реформой, так и вследствие определенного негативного влияния макроэкономических показателей экономики муниципального образования. В частности, в ниже приведенной таблице проиллюстрированы изменения нормативов налоговых отчислений по федеральным и региональным налогам.
Виды налогов | Нормативы | |||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | проект 2006 | |
Налог на прибыль организаций | По ставке 2% | По ставке 2% | - | - |
Налог на доходы физических лиц | 70% | 50% | 50% | 40% |
Акцизы | 30 - 100% | 5 - 100% | - | - |
Водный налог | 10% | 10% | - | - |
Налог на имущество организаций | 50% | 50% | - | - |
Налог на игорный бизнес | 25% | 50% | - | - |
Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения | 100% | 100% | - | - |
Единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы | 45% | 45% | - | - |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 45% | 45% | 90% | 100% |
Как видно из приведенных данных, количество налогов, формирующих бюджет муниципального образования "Город Киров", значительно сократилось: в 4,5 раза (в 2003 году их было 9, а в 2005 - 2006 гг. - 2).
Также сократилось количество местных налогов вдвое: в 2003 году их было 5, в 2005 и 2006 гг. - 2.
Таким образом, собственные налоговые доходы бюджета муниципального образования "Город Киров" имеют ежегодную тенденцию снижения. В 2004 году собственные доходы по сравнению с 2003 годом снизились на 62,9 млн. руб., в том числе налоговые доходы снизились на 197 млн. руб.
На 2005 год собственные доходы бюджета муниципального образования составляют с учетом внесенных изменений 2100,7 млн. рублей, что меньше фактического поступления собственных доходов за 2004 год на 49 млн. руб., в том числе налоговые доходы утверждены в сумме 1428,7 млн. руб., или меньше фактического поступления за 2004 год на 73,1 млн. руб. Дефицит бюджета муниципального образования "Город Киров" на 2005 год с учетом внесенных изменений составляет 70,2 млн. рублей.
Несмотря на то, что основным источником формирования бюджета муниципального образования "Город Киров" являются налоговые доходы, доля их в общем объеме доходов снижается: с 76,7% в 2003 году до 66,9% согласно прогнозу на 2006 год.
Отмена двух местных налогов (целевого сбора на содержание милиции и налога на рекламу), изменение нормативов отчислений по федеральным и региональным налогам (налог на прибыль, акцизы, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес), изменение состава местных налогов (налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования и дарения, перешел в перечень федеральных налогов) негативно отразились на доходной базе бюджета муниципального образования "Город Киров". Общий объем собственных доходов бюджета в 2005 году снизился на 5% к уровню 2003 года и на 2,3% к уровню 2004 года.
Неналоговые доходы в 2005 году составляют 22,9% от общей суммы собственных доходов, в сравнении с 2003 г. наблюдается рост доли на 6,5%, в сравнении с 2004 г. - на 1,9%. В составе неналоговых доходов наибольшие суммы составляют доходы от сдачи муниципального имущества в аренду. Возможности дальнейшего значительного увеличения этой категории доходов ограничены составом объектов имущественного комплекса муниципального образования "Город Киров" и перспективами развития арендных отношений.
Существуют определенные недостатки системы финансирования по значимым для муниципального образования "Город Киров" направлениям.
Расходы на содержание городских дорог, протяженность которых составляет 403 км, не обеспечивают поддержание дорожного покрытия в удовлетворительном состоянии. Как следствие плохого состояния дорог - сокращение сроков эксплуатации пассажирского транспорта, что вызывает необходимость дополнительного выделения средств на приобретение пассажирского транспорта: автобусов, троллейбусов.
Неудовлетворительное состояние дел с внедрением ресурсосберегающих технологий в ЖКХ (таких, как оснащение объектов муниципального жилого фонда приборами учета тепла, водосчетчиками) приводит к высокой себестоимости услуг ЖКХ и дополнительной нагрузке на бюджет муниципального образования в виде жилищных субсидий. Кроме того, дополнительную нагрузку на бюджет муниципального образования вызывает высокая изношенность инженерной инфраструктуры, муниципального жилого фонда в целом, что требует увеличения расходов на капитальный ремонт, а также расходов на снос ветхого жилья, доля которого увеличивается.
Текущее состояние управления финансами муниципального образования "Город Киров" свидетельствует, что за последние годы проделана значительная работа по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению прозрачности системы бюджетных финансов, управлению муниципальной собственностью. В то же время, несмотря на принятые мероприятия, в настоящее время отсутствуют включенные в бюджетный процесс механизмы среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов. Отсутствуют критерии оценки ответственности администраторов бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета.
Таким образом, решение стоящих перед муниципальным образованием "Город Киров" проблем может быть достигнуто в первую очередь за счет мобилизации внутренних резервов, а именно, за счет структурных, институциональных преобразований, повышения качества финансового управления и эффективности использования имеющихся бюджетных ресурсов. Для целенаправленного, скоординированного решения этих задач в муниципальном образовании "Город Киров" нужна Программа реформирования системы управления муниципальными финансами.