Деятельность участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта бюджета муниципального образования, его утверждению и исполнению в муниципальном образовании "Город Киров" регламентирована Положением "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Киров", которое было утверждено решением Кировской городской Думы от 28.09.2005 № 44/14.
Участниками бюджетного процесса в муниципальном образовании "Город Киров" являются бюджетные учреждения, муниципальные унитарные предприятия и другие получатели бюджетных средств. Несмотря на то, что отраслевые управления администрации города Кирова в рамках выполнения своих функциональных обязанностей владеют ситуацией по подведомственной сети бюджетных учреждений, на момент принятия Программы администрацией города не проведена оценка возможности перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных (немуниципальных) организаций.
В настоящее время приоритетными для бюджета муниципального образования являются расходы на финансирование отраслей социальной сферы муниципального образования "Город Киров". Показатели бюджета обеспечивают основные гарантии медицинского, социального обслуживания населения, образования и культуры. Доля расходов бюджета на финансирование отраслей социально-культурной сферы в 2005 г. составила 75% от общей суммы расходов.
При исполнении бюджета до 2004 года возникали кассовые разрывы, вероятность возникновения которых нельзя исключить при исполнении бюджета муниципального образования в дальнейшем. Как правило, возникновение кассовых разрывов при исполнении бюджета было связано с неравномерным распределением по календарным периодам сроков уплаты налоговых платежей в местный бюджет или же с неравномерным распределением бюджетных расходов (например, с выплатой заработной платы - по дням внутри месяца или с выплатой отпускных в летний период).
Финансовые потери вследствие возникновения кассовых разрывов в 2003 году выражались в сумме 191 млн. рублей, а в 2006 году по предварительным оценкам составят 184 млн. рублей.
Оценка фактических финансовых последствий реализации решений по вопросам бюджетной и налоговой политики, принятых в последнем финансовом году, администрацией города не проводилась.
Для организации системной и постоянной работы по размещению муниципальных заказов на конкурсной основе в экономическом управлении администрации города создан специальный отдел. Через систему муниципального заказа в 1 полугодии 2005 года осуществлено расходов на сумму 671 млн. руб., что составляет 42,2% от расходов бюджета за 6 месяцев 2005 года. Условием размещения муниципальных заказов по распоряжению главы администрации города является предельный размер ассигнований по бюджету муниципального образования с учетом исполнения бюджета по доходам.
В 1 полугодии 2005 года проведено 1112 конкурсов, в том числе 322 открытых конкурса, сумма размещенных заказов на конкурсной основе составила 496 млн. руб., что составляет 74% к расходам бюджета на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд за 1 полугодие 2005 года. В 2004 году на конкурсной основе размещены заказы на 148 млн. руб. Проведено 66 открытых конкурсов. Экономическая эффективность в экономии бюджетных средств составила около 15 млн. руб.
Инвентаризация бюджетных расходов с точки зрения возможности их осуществления на основе проведения конкурсных бюджетных закупок, а также оценка действующей системы бюджетных закупок за последние три отчетных года администрацией не проведена.