Достижение поставленных в Программе целей обеспечивается поэтапными действиями администрации города Кирова и Кировской городской Думы по соответствующим направлениям реформирования:
- реформа бюджетного процесса и управления расходами;
- внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат (СБОР);
- административная реформа;
- реформирование муниципального сектора экономики;
- совершенствование системы муниципальных инвестиций;
- создание условий для развития доходной базы;
- совершенствование долговой политики.
В ходе проводимой в муниципальном образовании "Город Киров" реформы бюджетного процесса и управления расходами в 2006 - 2007 годах планируется создать условия для коренных изменений методик планирования, способов предоставления и механизмов финансирования бюджетных услуг.
В результате реформы будут подготовлены условия для изменения направленности бюджетного финансирования, объектами которого сегодня являются отдельные организации и учреждения (школы, больницы и т.п.), на новые объекты - предоставленные жителям муниципального образования общественно значимые услуги. Размеры бюджетного финансирования при этом должны зависеть не от численности работников и суммы эксплуатационных расходов организаций, осуществляющих предоставление услуг, а от результатов выполняемой работы в интересах общества. Определение объемов финансирования из бюджета будет осуществляться на основе оценки потребностей общества в получении той или иной услуги, а также ее качества. Бюджетные ресурсы ограничены и поэтому недопустимо их использование на оплату некачественных или ненужных населению услуг.
Для обеспечения перехода финансирования с затрат на результаты необходимо получить новый управленческий инструментарий. При реализации настоящей Программы в этом отношении будет дано четкое определение стандартов качества, установлен контроль за их соблюдением. Также должны быть созданы и отработаны механизмы определения количественных объемов закупаемых бюджетных услуг как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Наличие формализованных требований к качеству, определение подкрепленных финансовыми возможностями планов закупок социальных услуг за счет бюджетных средств позволит размещать заказы на них на наиболее выгодных для общества условиях.
В этом случае в числе исполнителей социальных услуг могут быть и негосударственные организации, что в перспективе приведет к созданию конкуренции. Это будет способствовать снижению бюджетных издержек на приобретение социальных услуг, а также стимулировать повышение их качества. Появление права выбора производителя услуги позволит в основу размещения заказа заложить принцип оптимального соотношения цены и качества. Для того чтобы ускорить диверсификацию состава исполнителей бюджетных услуг в рамках реформы, планируется провести работу по оптимизации сети учреждений, предоставляющих общественные услуги, в том числе с рассмотрением вопроса об их частичном переводе в форму негосударственных организаций.
Следует отметить, что при реформировании не ставится цель ликвидации муниципального сектора в сфере оказания социальных услуг. Безусловно, еще длительный период муниципальный сектор будет здесь доминировать, но не учитывать и не использовать преимущества негосударственного статуса организаций по оказанию социальных услуг нельзя. Эти преимущества заключаются:
- в мобильности негосударственных структур (которая кроме прочего может заключаться в быстрой приспосабливаемости к изменениям рыночных потребностей);
- в их большей ориентации на экономию в расходах и лучшую способность привлечения внебюджетного финансирования (в том числе за счет оказания дополнительных платных услуг);
- в снижении уровня рисков в отношении бюджета муниципального образования, связанных с ведением организациями, оказывающими социальные услуги, хозяйственной деятельности;
- в улучшении структуры бюджетных расходов в связи с сокращением зарплатной составляющей и возможности привлечения в сферу оказания социальных услуг частных инвестиций.
С точки зрения работников, занятых оказанием социальных услуг, негосударственная форма организаций - исполнителей услуг имеет еще одно существенное преимущество. Она позволяет снять ненужные в этом случае ограничения на использование получаемых в оплату услуг бюджетных средств (в том числе на оплату труда). Работники социальной сферы вправе рассчитывать на адекватное вознаграждение результатов своего профессионального труда.
В течение ближайших двух лет будут разработаны и нормативно закреплены принципиально новые регламенты финансово-экономических взаимоотношений в сфере оказания бюджетных услуг между их заказчиками - администрацией города и исполнителями услуг (в том числе негосударственными организациями). Разработанная в ходе реформ типовая модель таких взаимоотношений создаст нормативную основу для их построения в будущем.
Сеть бюджетных учреждений муниципального образования должна стать предметом систематического мониторинга на предмет оптимизации и реструктуризации. Сохраняя бюджетные учреждения, администрацией города в их отношении будут установлены жесткие требования и конкретные бюджетные задания, от выполнения которых будет зависеть объем бюджетного финансирования. Если же бюджетные учреждения будут обеспечивать выполнение доведенных до них заданий, соблюдая при этом требования к качеству услуг и финансовую дисциплину, то они получат максимально возможную в рамках действующего Бюджетного кодекса РФ самостоятельность в расходовании получаемых из бюджета сумм оплаты за оказанные услуги.
Одновременно с этим планируется провести переоценку функциональных задач, стоящих перед управлениями, комитетами и отделами администрации города, ответственными за вопросы оказания бюджетных услуг. В этих отраслевых ведомствах будет повышена роль планирования, а в отношении их введена обязательность установления плановых заданий (в соответствии с функциональными задачами). Отраслевые ведомства ежегодно будут определять перечень конкретных количественных ориентиров, которые необходимо будет достичь в предстоящий период для решения соответствующих стратегических задач. Достижение определенных ориентиров будет осуществляться на основе специально разрабатываемых ведомственных программ, предусматривающих четкий план действий и необходимое для его реализации финансовое обеспечение. При этом иные непредусмотренные в ведомственных программах расходы будут тщательно анализироваться на предмет их обоснованности и могут быть признаны по результатам проведенного анализа нецелесообразными (с последующим их исключением из состава бюджетных расходов по решениям уполномоченных органов). Кроме того, при формировании ведомственных программ отраслевые структуры администрации города в обязательном порядке будут просчитывать возможные альтернативы предлагаемому плану действий (в том числе и с расчетом возможных затрат бюджетных средств) и обеспечивать публикацию программ в средствах массовой информации. Ведомственные программы будут предусматривать системы индикаторов оценки их результативности. В случае низкой результативности программ, а также отсутствия результатов в деятельности отраслевых структур в муниципальном образовании будет разработана и внедрена система корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов.
Таким образом, в результате реализации реформ будут обеспечены:
- повышение эффективности бюджетных расходов;
- режим рационального использования и экономии бюджетных средств;
- отбор к финансированию наиболее оптимальных способов достижения поставленных целей;
- повышение подотчетности органов местного самоуправления перед населением муниципального образования.
Ведомственное планирование будет осуществляться на среднесрочную перспективу, но ведомственные программы будут далеко не единственными документами, которые определят перспективу ближайших лет. В увязке со среднесрочным социально-экономическим планированием развития муниципального образования "Город Киров" в рамках Программы реформирования намечается разработка среднесрочного финансового плана, с учетом показателей которого будет осуществляться подготовка годовых бюджетов. Перспективы социально-экономического развития должны иметь твердую финансовую основу, и поэтому разработка качественного перспективного финансового плана позволит принимать взвешенные инвестиционные решения, вести планомерную и обоснованную социальную политику. В результате принятых мер по совершенствованию системы планирования укрепится авторитет органов местного самоуправления, будут минимизированы возможные потери и максимально сокращены риски отвлечения бюджетных средств на разного рода "долгострои".
В ходе реформы будут реализованы и другие мероприятия, направленные на оптимизацию управления бюджетными расходами. В частности, продолжится работа по дальнейшему совершенствованию процедур муниципальных закупок. Результатом реализации этого направления реформы должно явиться расширение перечня и объемов бюджетных закупок, осуществляемых на конкурсной основе, при обеспечении максимально широкого доступа к участию в конкурсе предприятий любых форм собственности и территориальной принадлежности. Планируется ограничение бюджетной поддержки негосударственных коммерческих организаций, в том числе путем предоставления средств на безвозмездной основе, бюджетных кредитов, гарантий и налоговых льгот. Бюджетные ресурсы должны быть в первую очередь направлены на реализацию социально значимых проектов и мероприятий.