ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31.10.2005 г. № 353
В рамках реализации Концепции политики Правительства Кировской области по развитию малого предпринимательства на 2004-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 20.09.2004 № 15/205, и в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства области от 30.06.2005 № 37/155:
1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Государственная программа развития предпринимательства в Кировской области на 2006 - 2009 годы". Прилагается.
2. Разработать проект областной целевой программы "Государственная программа развития предпринимательства в Кировской области на 2006 - 2009 годы" (далее - Программа). Установить предельный объем финансирования Программы из областного бюджета в размере 100 млн. рублей.
3. Определить государственным заказчиком Программы администрацию Правительства Кировской области.
4. Создать рабочую группу по разработке областной целевой программы "Государственная программа развития предпринимательства в Кировской области на 2006 - 2009 годы" и утвердить ее состав. Прилагается.
5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Носкова Э.А.
Губернатор Кировской
области Н.И. Шаклеин
ОДОБРЕНА
решением
консультативного совета
по инвестиционной политике
при Правительстве Кировской области
от 29.07.2005 г. № 12
УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением Правительства
Кировской области
от 31.10.2005 г. № 353
1.1. Малое предпринимательство является важнейшим сектором рыночной экономики Кировской области. Развитие малого предпринимательства способствует решению не только социальных проблем, но и служит основой для экономического развития области.
Особую роль предпринимательства в современных условиях определяют следующие факторы:
малое предпринимательство создает конкуренцию на рынках товаров и услуг, заполняет рыночные ниши, нерентабельные для крупного производства;
сектор малого предпринимательства имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности;
становление и развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров населения;
предприниматели образуют основу среднего класса, выступающего гарантом политической и социальной стабильности государства;
развитие малого предпринимательства является важным фактором структурных изменений в экономике Кировской области, обеспечивающим эффективную работу во всех ее отраслях.
По состоянию на 01.06.2005 в Кировской области зарегистрировано 5,9 тыс. малых предприятий, 32,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. Всего в малом предпринимательстве занято более 200 тыс. человек, что составляет 26% от экономически активного населения области.
Малый бизнес производит 17% от регионального выпуска товаров и услуг, обеспечивает более 8% налоговых поступлений во все уровни бюджетов и охватывает на сегодняшний день все сферы экономической, социальной и культурной жизни населения Кировской области.
Выручка в сопоставимых ценах от реализации товаров и услуг малых предприятий в 2004 году по сравнению с 2002 годом выросла в 1,6 раза, инвестиции в основной капитал - на 50%, выпуск товаров и услуг - на 45%. За 2002 - 2004 годы субъектами малого предпринимательства создано 32 тыс. новых рабочих мест.
Таким образом, средний темп роста малого предпринимательства составляет от 20 до 30% в год, и этот показатель является наивысшим по сравнению с другими отраслями экономики.
Однако в целом малый бизнес в регионе пока развит недостаточно. Число малых предприятий в расчете на 1000 жителей области составляет всего 3,8, тогда как в целом по России - 6, в Москве и Санкт-Петербурге - 20, а в странах Евросоюза - не менее 30. Кроме того, область отстает по таким показателям, как объем производства на одного занятого в малом бизнесе (производительность труда в малом бизнесе), а также по уровню инвестиций малого предпринимательства в расчете на одного жителя региона (инвестиционная активность малого бизнеса).
Реальный вклад малого предпринимательства в развитие экономики области может быть значительно выше, если предприниматели будут выводить из "теневого" оборота свои ресурсы.
В 2005 году заканчивается срок действия областной целевой программы "Основные направления поддержки и развития малого предпринимательства на 2003 - 2005 годы".
1.2. На основании анализа исполнения мероприятий по реализации областной целевой программы "Основные направления поддержки и развития малого предпринимательства на 2003 - 2005 годы" можно отметить следующие положительные моменты:
1.2.1. Разработана Концепция политики Правительства Кировской области по развитию малого предпринимательства на 2004 - 2010 годы.
1.2.2. Создан и функционирует Кировский областной фонд поддержки малого предпринимательства, а также 12 муниципальных фондов в районах области.
1.2.3. Начата работа по созданию и развитию комплексной инфраструктуры поддержки предпринимательства.
1.2.4. Ведется работа по совершенствованию механизмов использования государственного имущества для развития малого предпринимательства.
1.2.5. В обществе в целом сформирован положительный имидж предпринимателя.
1.2.6. С принятием Налогового кодекса Российской Федерации снята острота проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства, так как существующая налоговая система в целом удовлетворяет требованиям малого бизнеса.
1.3. В то же время большой спектр вопросов остается нерешенным, в том числе:
1.3.1. Финансирование государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства остается на крайне низком уровне.
1.3.2. Отсутствует системный подход к преодолению административных барьеров на пути развития малого предпринимательства.
1.3.3. Не решена проблема обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам.
1.3.4. Недостаточно развита инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства.
1.3.5. Отсутствует в большинстве муниципальных образований понимание того, что малый бизнес - перспектива развития муниципальной экономики.
1.3.6. Не реализован комплекс мер отраслевой поддержки малого предпринимательства.
1.3.7. Отсутствуют эффективные механизмы легализации заработной платы.
1.4. Кроме того, в настоящий момент Российская Федерация в целом и Кировская область, в том числе, находятся в стадии реформ. Это реформа местного самоуправления, реформа жилищно-коммунального хозяйства, реформирование общественных финансов, подготовка к вступлению России во Всемирную торговую организацию, а также вопросы, связанные с принятием нового Лесного кодекса Российской Федерации, и т.д. Общая тенденция всех проводимых реформ направлена на объединение усилий институтов государственной власти и бизнес-сообщества в деле развития и укрепления государства и решения проблемы удвоения внутреннего валового продукта. В то же время при отсутствии в регионе грамотной политики в отношении развития предпринимательства реформы могут нанести существенный вред малому бизнесу, а также экономике области в целом.
В этой связи необходима значительная активизация государственной политики области по поддержке предпринимательства. Опыт развития малого предпринимательства на постсоветском пространстве свидетельствует, что рыночные механизмы в чистом виде не позволяют комплексно решать проблемы развития малого предпринимательства. Малый бизнес активно развивается только там, где государство инициирует создание определенной инфраструктуры, обеспечивая для этого правовую базу, финансовые условия, организационно-методическое и аналитическое сопровождение.
Субъекты предпринимательской деятельности функционируют во всех отраслях экономики. При этом за развитие конкретных отраслей отвечают соответствующие отраслевые департаменты. Для того чтобы скоординировать деятельность органов исполнительной власти области и добиться синергетического эффекта в развитии малого предпринимательства, необходимо использование программно-целевого метода. Данный метод позволяет комплексно подойти к рассмотрению проблемы и обеспечить наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов в приоритетных направлениях развития предпринимательства.
Альтернативой программно-целевому методу является нормативно-правовой метод. Особенностью нормативно-правового метода является то, что он устанавливает общие принципы и закономерности государственной поддержки. Данный подход не рассматривает конкретные мероприятия и не учитывает особенности их реализации. В отличие от него программно-целевой метод позволяет конкретизировать мероприятия по поддержке малого предпринимательства, закрепить их за конкретными исполнителями и проконтролировать их реализацию.
Использование программно-целевого метода позволит достичь целого ряда стратегических целей социально-экономического развития Кировской области на среднесрочную перспективу, таких, как:
повышение реальных доходов населения;
обеспечение потребности в области образования и информации;
улучшение условий и рост производительности труда;
повышение конкурентоспособности продукции региональных производителей и увеличение производства продукции с высокой добавленной стоимостью;
повышение доли инновационной составляющей в товарах и развитие научно-технического потенциала региона;
развитие финансовой и торговой инфраструктуры;
повышение эффективности деятельности системы органов исполнительной власти региона и повышение результативности деятельности субъектов бюджетного планирования.
В то же время отсутствие комплексного подхода к развитию малого предпринимательства будет являться сдерживающим фактором в развитии территории Кировской области.
2.1. Основными целями Программы являются:
2.1.1. Стимулирование процессов становления и развития малого предпринимательства на территории Кировской области.
2.1.2. Увеличение вклада малого бизнеса в экономику Кировской области.
2.1.3. Вовлечение в сферу предпринимательства широких слоев населения.
2.1.4. Сохранение, восстановление и развитие народных художественных промыслов и ремесел Кировской области.
2.1.5. Повышение уровня и качества жизни населения Кировской области.
2.2. Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие основные задачи:
2.2.1. Создание условий для беспрепятственного развития малого предпринимательства.
2.2.2. Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
2.2.3. Развитие существующих и создание новых механизмов финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.
2.2.4. Внедрение системы доступной информационно-консультационной поддержки малого предпринимательства.
2.2.5. Создание системы подготовки кадров, ориентированной на потребности сектора малого предпринимательства.
2.2.6. Стимулирование кооперации между крупным и малым бизнесом.
2.2.7. Развитие частно-государственного партнерства.
2.2.8. Повышение инвестиционной активности малого бизнеса.
2.2.9. Разработка механизмов легализации заработной платы и сокращения доли "теневого" оборота в малом предпринимательстве.
2.3. Основными целевыми индикаторами, позволяющими оценивать ход реализации Программы, будут служить:
2.3.1. Вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт области (по итогам 2004 года - 17%).
2.3.2. Количество занятых в сфере предпринимательства (на сегодняшний день - 204 тыс. человек).
2.3.3. Общий объем и удельный вес налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет области (по итогам 2004 года - 1 млрд. рублей, что составляет 8% от общего объема налоговых поступлений).
2.3.4. Общий объем инвестиций малых предприятий и уровень инвестиций в расчете на одного жителя региона (по итогам 2004 года - 428 млн. рублей, что составляет 290 рублей в расчете на одного жителя региона).
2.3.5. Средний уровень официальной заработной платы в субъектах малого предпринимательства (на сегодняшний день - около 3 тыс. рублей).
3.1. Совершенствование нормативно-правовой базы.
В связи с проводимыми на федеральном уровне реформами законодательства, направленными на создание благоприятных условий для становления и развития малого предпринимательства в стране, необходимо оперативно приводить законодательство Кировской области в соответствие с федеральным, а также формировать нормативно-правовую базу по поддержке малого бизнеса области.