Кировская область относится к зоне интенсивного ведения сельскохозяйственного производства. Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 3313,7 тыс. га, в том числе пашни - 2477,4 тыс. га. В сельской местности проживает 28 % населения области.
Переход аграрного сектора российской экономики на рыночные отношения, сопровождаемый практически повсеместным спадом производства продукции в агропромышленном комплексе, значительно усилил экономический и социальный статус малых форм хозяйствования АПК (далее - сельское подворье). Это, прежде всего, касается крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан.
Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - КФХ) - это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Личное подсобное хозяйство (далее - ЛПХ) - это хозяйственно-жилой комплекс сельской семьи, в котором граждане своим трудом обрабатывают отведенные им в установленном законодательством порядке земельные участки, выращивают сельскохозяйственные культуры и плодово-ягодные насаждения, разводят сельскохозяйственных животных и производят на этой основе сельскохозяйственную продукцию растениеводства и животноводства.
На конец 2004 года в Кировской области осуществляли деятельность более 900 КФХ и более 265 тысяч ЛПХ.
В 2004 году с обрабатываемых земель малые формы хозяйствования АПК получили 479 тыс. тонн картофеля и 266,8 тыс. тонн овощей открытого грунта, что составляет 90 % и 93,2 % произведенных всеми категориями хозяйств области. Практически все поголовье коз (99,7 %), овец (97 %), кроликов (100 %), а также 19,9 % крупного рогатого скота, 31 % свиней, 26,1 % лошадей от областного поголовья содержится в КФХ и ЛПХ.
Кроме того, малые формы хозяйствования АПК выполняют буферные социальные функции, не только являясь для большинства крестьян важным источником дохода, продуктов питания, но и выступая в качестве основного, а нередко и единственного места приложения труда.
Однако развитие сельского подворья сдерживается рядом факторов:
в области не сформирована правовая основа, достаточная для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации - основной формы рыночной интеграции мелких хозяйств, должным образом не прописаны правовые условия государственной поддержки КФХ, ЛПХ;
члены КФХ, ЛПХ испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу незначительной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности рынка коммерческого кредита, отсутствия сельскохозяйственной кредитной кооперации, а это лишает их успешного экономического развития и ведет к нарастанию социальных проблем на селе;
сельское население испытывает существенные трудности в получении научно-технической и рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера;
в области не организовано обучение сельских жителей передовым технологиям ведения сельского хозяйства;
на местном уровне отсутствует эффективная система материально-технического и производственного обслуживания КФХ, ЛПХ и сбыта их продукции;
на низком уровне производятся государственные и муниципальные закупки в КФХ, ЛПХ населения молока, картофеля, овощей, других сельскохозяйственных продуктов. Члены КФХ, ЛПХ вынуждены реализовывать продукцию самостоятельно или продавать частным заготовителям и организациям потребительской кооперации на невыгодных условиях;
отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти, с одной стороны, и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, владельцами личных подсобных хозяйств, с другой. Это приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей сельского подворья при разработке мер аграрной политики, снижает ее эффективность.
На решение указанных задач и направлена настоящая Подпрограмма развития малых форм хозяйствования на селе. Без государственной поддержки расширение сельскохозяйственного производства в КФХ, ЛПХ невозможно из-за:
чрезвычайно низких доходов сельского населения;
отсутствия альтернативных (несельскохозяйственных) источников доходов на селе;
высоких цен на энергоносители, сельскохозяйственную технику, средства малой механизации, минеральные удобрения, комбикорма;
крайне низких закупочных цен на сельхозпродукцию, не покрывающих затраты мелких товаропроизводителей;
отсутствия разветвленной сети специализированных организаций по закупке сельскохозяйственной продукции у КФХ, ЛПХ;
несвоевременности расчетов за реализованную продукцию и др.
Предлагаемая Подпрограмма развития малых форм хозяйствования на селе рассчитана на 4 года (2006 - 2009 годы), в течение которых будут заложены устойчивые основы для сохранения и развития сельского подворья в Кировской области.
В реализации Подпрограммы развития малых форм хозяйствования на селе примут участие:
департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области;
управление развития предпринимательства, народных промыслов и ремесел при Правительстве области;
органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию);
Агентство развития предпринимательства Кировской области (по согласованию);
Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства (по согласованию);