Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Развитие предпринимательства в Кировской области" на 2006 - 2009 годы (утратил силу в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 03.03.2014 № 251/150)

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма


Народные промыслы и ремесла каждого народа являются национальным достоянием, а их произведения - богатством, создаваемым как для современников, так и для будущих поколений.

Промыслы и ремесла Кировской области занимают одно из ведущих мест в народном искусстве России. Широкую известность получили дымковская игрушка, каповые и кружевные изделия, традиционные шкатулки с резьбой, инкрустацией, великолепные скатерти и одежда с вышивкой, матрешки и сувениры из лозы, бересты, соломки, соснового корня, ткачество и керамика, изделия из кожи и меха, музыкальные инструменты с росписью и инкрустацией. Это подтверждается многими межрегиональными и всероссийскими выставками.

Народные художественные промыслы дают возможность саморазвитию и самообеспечению людей. Значимость народных промыслов и ремесел высока и для обеспечения занятости людей в провинции.

Изменившиеся условия социально-экономической жизни, усложнение процессов развития общества привели к крайне сложной ситуации в сфере народных художественных промыслов и ремесел.

По сравнению с 1998 годом численность работающих в отрасли сократилась в 2 раза и составляет около 1200 человек (включая работников предприятий, частных предпринимателей и индивидуальных мастеров). Объем производства предприятий сферы народных художественных промыслов (далее - НХП) в 2004 году составил 60 млн. рублей, что ниже соответствующего показателя 1998 года на 60 % (в сопоставимых ценах). Налоговые поступления в бюджеты всех уровней составили 9 млн. рублей. Средняя заработная плата в отрасли - одна из самых низких по области.

Основные проблемы отрасли НХП:

не развитость рынков сбыта, как на межрегиональном уровне, так и на международном;

падение спроса на подлинные художественные изделия, накопление на рынке аналогичной сувенирной продукции и подделок;

низкий уровень менеджмента на предприятиях народных художественных промыслов;

разобщенность ремесленничества, вытекающая из индивидуального характера труда;

старение мастеров народных художественных промыслов и угроза утраты художественно-стилевых особенностей и традиций, преемственности.

Сложившаяся ситуация связана с рядом причин:

низкий уровень квалификации управленческих кадров предприятий сферы НХП и неготовность предприятий к работе в условиях рынка;

отсутствие единой государственной программы поддержки и развития народных художественных промыслов в Кировской области;

отсутствие единой системы, объединяющей производителей изделий народных художественных промыслов и ремесел, индивидуальных мастеров, художников, учреждения торговли и учебные заведения, подготавливающих специалистов в этой сфере.

Сохранение, развитие и возрождение народных художественных промыслов - задача государственная, требующая программного подхода и консолидации усилий власти и гражданского общества.

Предлагаемая подпрограмма рассчитана на 4 года (2006 - 2009 годы), в течение которых будут заложены устойчивые основы для сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел в Кировской области.

В реализации Подпрограммы примут участие:

управление развития предпринимательства, народных промыслов и ремесел при Правительстве области;

администрация Правительства Кировской области;

департамент экономического развития при Правительстве области;

управление международных связей и межрегионального сотрудничества администрации Правительства области;

департамент культуры и искусства Кировской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию).

Правовую основу Подпрограммы составляют:

Федеральный закон от 06.01.99 № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ);

Федеральный закон от 09.10.92 № 3612-1 "Основы Законодательства Российской Федерации о культуре" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ);

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18.10.2007 № 230-ФЗ);