Народные промыслы и ремесла каждого народа являются национальным достоянием, а их произведения - богатством, создаваемым как для современников, так и для будущих поколений.
Промыслы и ремесла Кировской области занимают одно из ведущих мест в народном искусстве России. Широкую известность получили дымковская игрушка, каповые и кружевные изделия, традиционные шкатулки с резьбой, инкрустацией, великолепные скатерти и одежда с вышивкой, матрешки и сувениры из лозы, бересты, соломки, соснового корня, ткачество и керамика, изделия из кожи и меха, музыкальные инструменты с росписью и инкрустацией. Это подтверждается многими межрегиональными и всероссийскими выставками.
Народные художественные промыслы дают возможность саморазвитию и самообеспечению людей. Значимость народных промыслов и ремесел высока и для обеспечения занятости людей в провинции.
Изменившиеся условия социально-экономической жизни, усложнение процессов развития общества привели к крайне сложной ситуации в сфере народных художественных промыслов и ремесел.
По сравнению с 1998 годом численность работающих в отрасли сократилась в 2 раза и составляет около 1200 человек (включая работников предприятий, частных предпринимателей и индивидуальных мастеров). Объем производства предприятий сферы народных художественных промыслов (далее - НХП) в 2004 году составил 60 млн. рублей, что ниже соответствующего показателя 1998 года на 60 % (в сопоставимых ценах). Налоговые поступления в бюджеты всех уровней составили 9 млн. рублей. Средняя заработная плата в отрасли - одна из самых низких по области.
Основные проблемы отрасли НХП:
не развитость рынков сбыта, как на межрегиональном уровне, так и на международном;
падение спроса на подлинные художественные изделия, накопление на рынке аналогичной сувенирной продукции и подделок;
низкий уровень менеджмента на предприятиях народных художественных промыслов;
разобщенность ремесленничества, вытекающая из индивидуального характера труда;
старение мастеров народных художественных промыслов и угроза утраты художественно-стилевых особенностей и традиций, преемственности.
Сложившаяся ситуация связана с рядом причин:
низкий уровень квалификации управленческих кадров предприятий сферы НХП и неготовность предприятий к работе в условиях рынка;
отсутствие единой государственной программы поддержки и развития народных художественных промыслов в Кировской области;
отсутствие единой системы, объединяющей производителей изделий народных художественных промыслов и ремесел, индивидуальных мастеров, художников, учреждения торговли и учебные заведения, подготавливающих специалистов в этой сфере.
Сохранение, развитие и возрождение народных художественных промыслов - задача государственная, требующая программного подхода и консолидации усилий власти и гражданского общества.
Предлагаемая подпрограмма рассчитана на 4 года (2006 - 2009 годы), в течение которых будут заложены устойчивые основы для сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел в Кировской области.
В реализации Подпрограммы примут участие:
управление развития предпринимательства, народных промыслов и ремесел при Правительстве области;
администрация Правительства Кировской области;
департамент экономического развития при Правительстве области;
управление международных связей и межрегионального сотрудничества администрации Правительства области;
департамент культуры и искусства Кировской области;
органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию).
Правовую основу Подпрограммы составляют:
Федеральный закон от 06.01.99 № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ);
Федеральный закон от 09.10.92 № 3612-1 "Основы Законодательства Российской Федерации о культуре" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ);
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18.10.2007 № 230-ФЗ);