Недействующий

О внесении изменений в Закон Кировской области "Об областной целевой программе "Экология и природные ресурсы Кировской области" на 2004 - 2010 годы"...(утратил силу в соответствии с Законом Кировской области от 25.12.009 № 486-ЗО)

5. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических результатов реализации подпрограммы


В основу геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы в России положен принцип последовательных приближений, на основе которого выделяются следующие этапы:

1. Работы общегеологического и минералогического назначения.

2. Геологическое изучение недр - поиск и оценка месторождений.

3. Разведка и освоение месторождения. По типам минерального сырья (твердым, гидроминеральным, углеводородным) этапы и стадии несколько различаются, но система стадийности обязательна.

При этом геологическое изучение (геологическое картирование, поиск, оценка) в соответствии с законодательством может выполняться за счет федеральных и областных бюджетных средств. Разведка и освоение - за счет средств недропользователя, который в соответствии с действующим законодательством определяется на конкурсной (аукционной) основе.

Экономическую эффективность геологоразведочных работ принято определять коэффициентом эффективности, который рассчитывается как отношение приращиваемой ценности недр (с учетом цен рынка на минеральное сырье) к произведенным затратам на геологоразведочные работы.

Подсчитать этот коэффициент на стадии поисково-оценочных работ, предусматриваемых программой, сложно, поскольку при положительных результатах на этой стадии по твердым полезным ископаемым могут быть выявлены запасы категории С1, достоверность которых определяется как возможные, и С2 - как предварительно оцененные.

Оценка стоимости прироста запасов 1 тонны торфа на торфяных месторождениях области, числящихся выработанными, составила порядка 25 копеек при отпускной цене 135 рублей за тонну в 2003 году.

Ожидаемый прирост запасов бентонитовых глин по категории С1 + С2 составит порядка 1 млн. тонн, подземных вод - порядка 230 млн. куб. м/год. Выполнение переоценки запасов Каркинского и Просницкого (Лимоновский участок) месторождений глин должно обеспечить минерально-сырьевой базой планируемое строительство многопрофильного керамического завода с проектной мощностью 30 млн. шт. условного кирпича при годовой потребности 60 тыс. куб. м в год при условии частных инвестиций в его строительство.

Таким образом, геологоразведочные работы относятся к видам деятельности с отложенным во времени экономическим эффектом. Ближайший ожидаемый экономический эффект выражается в виде очевидного поступления налогов и платежей, а также частных инвестиций в экономику области:

налог на добычу полезных ископаемых - около 10 млн. руб. в год;

сбор за выдачу лицензий - порядка 150 тыс. руб. в год.

Кроме того, при предоставлении месторождений в разработку на условиях конкурса в бюджет области будут поступать разовые платежи. К примеру, разовый платеж по состоявшемуся конкурсу по Кирсинскому месторождению составил 59 тыс. рублей, 36 тыс. рублей - плата за геологическую информацию и 12 тыс. рублей - плата за участие в конкурсе.

Окончательная и объективная оценка эффективности в виде чистого дохода реально возможна лишь на стадии предварительного технико-экономического обоснования разработки выявленных и разведанных месторождений.

Результативность геологоразведочных работ (поиск и оценка), предусмотренных программой, определяется следующими критериями:

увеличением общей обеспеченности добычи за счет выявления новых запасов остродефицитных полезных ископаемых (песков строительных, ПГС, глин черепичных, суглинков и т.д.) непосредственно вблизи промышленных агломераций. Актуальность этой задачи состоит в том, что освоенность уже разведанных месторождений и годовые уровни добычи сырья крайне низки. Это объясняется тем, что формирование МСБ области производились в основном в советское время, когда промышленная значимость запасов определялась на основе директивных цен на продукцию горноперерабатывающих производств. В рыночных условиях их значимость существенно изменилась. При этом большинство месторождений общераспространенных полезных ископаемых разведано по заявкам потребителей, значительная часть из которых в настоящее время ликвидирована, изменила форму собственности или обанкротилась, запасы остались невостребованными;

достижением воспроизводства погашенных запасов. Ежегодно в области выдаются порядка 10 - 15 лицензий на геологическое изучение с последующей добычей или добычу полезных ископаемых, что является стимулом не только воспроизводства, но и расширения "поискового задела", что обеспечит необходимый уровень прироста полезных ископаемых, достижение оптимального соотношения между приростом запасов и добычей полезных ископаемых;

расширенным воспроизводством МСБ за счет прироста запасов и выявления прогнозных ресурсов для будущего развития МСБ.

Социально-экономические эффекты от реализации программы определяются из роста вклада горнодобывающей промышленности в отечественный ВВП, увеличения базы налогообложения, сохранения и повышения уровня занятости населения.

При определении эффективности геологоразведочных работ необходимо учитывать их опосредованное влияние на социально-экономическую ситуацию в области, на работу всех базовых отраслей экономики в форме создания новых рабочих мест, улучшения условий труда, адаптации различных слоев населения и социальных групп к новым экономическим отношениям, повышения качества жизни.

Общий суммарный экономический эффект от выполнения намеченных работ в настоящее время не поддается точной количественной оценке, поскольку в значительной степени зависит от развития экономики области и страны в целом.