2.1. Последовательность оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению региональных налоговых льгот
Оценка эффективности предоставленных региональных налоговых льгот производится в несколько этапов.
На первом этапе производится инвентаризация и мониторинг предоставленных региональных налоговых льгот в соответствии с законодательством Кировской области.
На втором этапе осуществляется определение суммы (объема) региональных налоговых льгот, предоставленных в соответствии с законодательством Кировской области.
На третьем этапе осуществляется определение суммы прироста налоговых доходов, поступающих в областной бюджет (или суммы экономии бюджетных средств), в результате использования региональных налоговых льгот.
На четвертом этапе сопоставляется сумма (объем) предоставленных региональных налоговых льгот с суммами прироста налоговых доходов, поступающих в областной бюджет, и (или) суммами экономии бюджетных средств.
2.2. Источники информации для оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению региональных налоговых льгот
Осуществляемые при проведении оценки расчеты эффективности должны базироваться на данных налоговой, статистической, финансовой отчетности, а также иной достоверной информации. При отборе данных для проведения оценки приоритет отдается налоговой и финансовой отчетности, а при отсутствии необходимых данных в этих видах отчетности (или их недоступности) используется статистическая отчетность и иные виды информации, включая оценки экспертов.
Источниками информации являются:
территориальные органы Федеральной налоговой службы Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации;
органы исполнительной власти Кировской области;
финансовые органы муниципальных образований области;
получатели льгот или претендующие на их получение лица.
2.3. Методы проведения оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению региональных налоговых льгот по отдельным категориям налогоплательщиков
2.3.1. Категории налогоплательщиков, в отношении которых проводится оценка эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению региональных налоговых льгот
Различаются несколько категорий налогоплательщиков, в отношении которых существуют особенности проведения оценки финансовой эффективности региональных налоговых льгот:
бюджетные учреждения и организации, в том числе органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований области (далее - бюджетные учреждения и организации);
организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, получающие государственную поддержку за счет областного бюджета, - сельскохозяйственные товаропроизводители, организации пассажирского транспорта, организации жилищно-коммунального хозяйства, дорожно-эксплуатационные организации (далее - организации, получающие государственную поддержку);
организации, имеющие общественную значимость;
организации и индивидуальные предприниматели - субъекты инвестиционной деятельности в соответствии с действующим законодательством Кировской области;
финансовые организации, осуществляющие поддержку инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Кировской области;
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, которые не относятся ни к одной из вышеперечисленных категорий;
физические лица.
2.3.2. Особенности проведения оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению региональных налоговых льгот в отношении бюджетных учреждений и организаций
Если получателем региональных налоговых льгот выступают бюджетные учреждения и организации, обеспечивающие выполнение возложенных на них функциональных задач в интересах населения Кировской области, то в этом случае сумма предоставленных и планируемых к предоставлению региональных налоговых льгот рассматривается как разновидность бюджетного финансирования, поступающего в распоряжение налогоплательщика в ускоренном и упрощенном порядке. Следовательно, эффект от предоставления налоговых льгот здесь проявляется в экономии бюджетных средств, выделяемых на прямое финансирование выполнения налогоплательщиком социальных задач, и экономии на трансфертных издержках.
2.3.3. Особенности проведения оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению региональных налоговых льгот в отношении организаций, получающих государственную поддержку
Если организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, получают государственную поддержку за счет средств областного бюджета, то эффект от предоставления региональных налоговых льгот определяется исходя из стоимостной оценки возможных потерь бюджета в случае прекращения государственной поддержки этих организаций, которые могут выражаться:
в увеличении расходов бюджета на компенсацию социально не защищенным слоям населения и повышении цен на продукцию (работы, услуги), производимую ранее льготируемыми организациями (крестьянскими хозяйствами, индивидуальными предпринимателями);