Действующий

Об утверждении Программы реформирования системы управления общественными финансами в Кировской области (с изменениями на 29 декабря 2006 года)

Анализ рисков воздействия внешних факторов

На момент начала реализации программы сложилась относительно благоприятная политическая ситуация как на федеральном так и на региональном уровнях. В конце 2003 года прошли выборы в Государственную Думу РФ, выборы губернатора Кировской области, а выборы Президента РФ состоялись в марте 2004 года.

В марте 2006 года ожидаются плановые выборы депутатов Законодательного Собрания Кировской области. Однако к этому времени основные законодательные инициативы в рамках предполагаемых реформ должны быть приняты.

Высшие должностные лица страны, области и абсолютного большинства муниципалитетов продекларировали приверженность к курсу реформ, частью которых является и реформа финансовой системы. Относительно благоприятная социально-экономическая обстановка дает основание считать вероятность смены руководства страны и Кировской области в ближайшие два года незначительной.

Отношения депутатов Законодательного Собрания Кировской области и Правительства области носят в целом конструктивный характер, то есть можно сделать вывод о маловероятности сопротивления большинства законодателей проведению финансовых реформ.

В связи с различием сроков в проведении выборов глав и депутатов представительных органов местного самоуправления существует риск неприятия отдельных положений Программы некоторыми из вновь избранных глав и депутатов. Однако влияние этого фактора риска будет в некоторой степени нейтрализовано невозможностью по срокам внесению поправок в ранее принятые решения органов власти. Снижению риска способствует и авторитет областных органов законодательной и исполнительной власти.

Сохранение на ближайшие годы стабильного финансово-экономического состояния области обеспечивается многоотраслевой структурой экономики Кировской области, диверсификации налоговой базы по видам налогов.

Направленность мероприятий программы на повышение эффективности использования денежных средств, усиление контроля за их расходованием и другие аналогичные цели в случае ухудшения финансовой ситуации будут носить еще более ярко выраженный антикризисный характер, а необходимость их проведения усилится.

Наиболее существенным является риск неполучения финансовой помощи из федерального фонда развития региональных финансов. В этом случае большую часть работ по программе придется проводить собственными силами (с минимальным привлечением подрядных организаций), что в условиях высокой текущей загрузки сотрудников органов исполнительной власти области скажется на качественной стороне выполнения отдельных мероприятий. Кроме того, будет сокращен объем финансирования расходов на техническое перевооружение финорганов.

Социальная обстановка в области на сегодня благоприятствует реализации программных мероприятий: заработная плата выплачивается своевременно, постоянно индексируется, задолженность по пособиям сокращается. Вероятность изменения социальной обстановки находится в прямой корреляционной связи с характером проходящих экономических процессов. В условиях сжатых сроков реализации программы неблагоприятные изменения социальной обстановки не успеют привести к политическим последствиям и, следовательно, свертыванию программы. Кроме этого, основная цель программы реформирования - укрепление бюджета, как главного гаранта благосостояния и качества жизни населения Кировской области, наоборот направлена, в конечном счете, на стабилизацию социального климата. Негативное влияние этого фактора во многом снимается за счет подготовки и создания общественного мнения населения области в необходимости реформ.

Некоторую опасность создает вероятное сопротивление проводимой реформе со стороны руководителей бюджетных учреждений по причине увеличения требований к качеству бюджетных услуг и возможного появления конкуренции в сфере их деятельности. Нейтрализация этого фактора риска может быть обеспечена за счет проведения разъяснительной работы и широкого использования СМИ для пропаганды целей проводимой реформы. Ограничению рисков способствует локальный (экспериментальный) характер ряда программных мероприятий.

Проблемы могут возникнуть и в связи с совпадением сроков реализации Программы с периодом проведения административной реформы. Принципиальная новизна подходов, применяемых в реформе местного самоуправления, реформе финансовой системы и налоговой реформе связывается с возможным внесением уточнений в существующие на сегодня федеральные планы, концепции и законодательные акты. Поэтому в перспективе не исключено принятие каких-либо федеральных законов, требующих внесения Кировской областью некоторых корректив в настоящую программу. В этих случаях, в целях обеспечения соответствия программных положений новым нормам федерального законодательства, Программа будет уточняться.

Географическое расположение Кировской области свидетельствует о крайне незначительной возможности природных катаклизмов и вызванных ими рисков для реализации программы. Основа бюджета и экономики области - промышленность, а не сельское хозяйство, то есть неблагоприятные погодные последствия не окажут значительного влияния на финансовые процессы. Вероятность катастроф на модернизированных современных химических производствах невелика, и носит скорее экономический характер.