По состоянию на 1 июля 2004 года объем собственных доходов областного бюджета составил 2903,8 миллионов рублей и увеличился к уровню 2003 года в 1,7 раза. Рост бюджетных доходов произошел в первую очередь за счет поступлений налога на прибыль. Положительный сальдированный результат деятельности предприятий и организаций области в первом полугодии этого года почти вдвое превысил прошлогодний уровень и составил более 2447,2 миллионов рублей. Прогнозируемый рост фонда оплаты труда на 18% в 2004 году приведет к увеличению поступлений налога на доходы физических лиц.
Расходы областного бюджета в 1 полугодии 2004 года профинансированы в сумме 4390,6 миллионов рублей или 51,8 % к годовому плану.
Однако в функционировании системы общественных финансов Кировской области есть и проблемные моменты.
При проведении в России налоговой реформы выпадающие доходы региональных бюджетов в достаточной мере не компенсируются. Так, например, утрата регионами стабильного доходного источника - налога на добавленную стоимость - лишила консолидированный бюджет области только в 2001 году 320,0 миллионов рублей, а в 2002 году потери по этой причине составили 463,0 миллиона рублей в соответствующих ценах. Снижение ставки по налогу на прибыль, отмена налогов на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств также свидетельствует о потери стабильных источников налоговых платежей, при этом введение транспортного налога лишь частично компенсировало указанные потери.
В результате этого, доходная часть, как областного, так и местных бюджетов не обеспечивает в полном объеме финансирование социально - значимых расходов. Чистые доходы бюджета области на одного жителя составили в январе- июне 2004 года 3348,1 рублей, тогда как расходы на одного жителя 4293,1 рублей. Дефицит областного бюджета 2004 года составляет 3,5 процента от суммы предусмотренных в нем бюджетных расходов. Размер государственного долга по состоянию на 1 января 2004 года оценивается в 841,2 миллионов рублей.
Поскольку Правительством области в приоритетном порядке осуществляется финансирование зарплаты по отраслям социальной сферы, недостаток финансирования приводит к образованию кредиторской задолженности бюджетных учреждений за электроэнергию, отопление и по поставкам иных необходимых материальных ресурсов (3*).
Область во многом зависит от финансовой помощи, поступающей из федерального бюджета. В 1 полугодии 2004 поступило финансовой помощи в сумме 1828,3 миллионов рублей, в том числе дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности 1377,2 миллионов рублей или 62,9% от годового плана. При этом привлечено кредитных ресурсов в 1 полугодии 2004 г. 140,0 млн. рублей для покрытия кассового разрыва.
Руководством Кировской области проводится политика мобилизации внутренних источников финансирования, в том числе и за счет экономии бюджетных средств. В частности, в 2003 году по сравнению с 2002 годом в Кировской области на 2,1 процента было уменьшено число больничных учреждений, на 0,8 процента было снижено число больничных коек. Число учреждений дошкольного воспитания уменьшилось на 5,7 процента, а число мест в них - на 14,7 процентов. Однако эти резервы не безграничны и чрезмерная активность в этом направлении может привести к неблагоприятным социальным последствиям.
Следовательно, решения стоящих перед регионом проблем в первую очередь может быть достигнуто за счет структурных, институциональных преобразований, за счет повышения качества финансового управления и эффективности использования имеющихся бюджетных ресурсов. Для целенаправленного, скоординированного решения этих задач в Кировской области нужна Программа реформирования системы управления общественными финансами.