Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10.10.2003 г. № 53/255


Об областной целевой программе
"Санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения кировской
области"  на 2004 - 2008 годы

__________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением правительства
Кировской области от 01.02.2005 № 27/18

__________________________________________


В целях стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки в Кировской области, снижения уровня влияния на здоровье населения области вредных и опасных факторов среды обитания Правительство Кировской области постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Кировской области" на 2004 - 2008 годы (далее - Программа). Прилагается.

2. Возложить на Федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Кировской области" (Абросимова Л.П.) функции государственного заказчика Программы (по соглашению).

3. Департаменту экономики при Правительстве области (Куимова Л.М.), осуществляющему функции координатора хода реализации областных целевых программ, ежегодно на основании предварительных бюджетных заявок включать Программу в перечень областных целевых программ, реализуемых на территории области.

4. Финансовому управлению Кировской области (Помаскин А.М.) финансирование мероприятий Программы производить в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год, и осуществлять контроль за их целевым использованием.

5. Рекомендовать главам администраций районов и городов области, предприятиям, организациям принять участие в финансировании Программы.

6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Покручину А.А.


Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области В.Н.Сергеенков


УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 10.10.2003 г. № 53/255


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004 - 2008 ГОДЫ


Паспорт
областной целевой программы
"Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
Кировской области" на 2004 - 2008 годы

Наименование Программы

"Санитарно-эпидемиологическое благополу-
чие населения Кировской области"

Основание для принятия
решения о разработке
Программы

Постановление Правительства области от
19.06.2003 № 46/161 "Об утверждении пе-
речня областных целевых программ, предла-
гаемых для финансирования из областного
бюджета в 2004 году"

Государственный заказ-
чик Программы

Федеральное государственное учреждение
"Центр государственного санитарно-эпиде-
миологического надзора в Кировской облас-
ти"

Основной разработчик
Программы

Федеральное государственное учреждение
"Центр государственного санитарно-эпиде-
миологического надзора в Кировской облас-
ти"

Цели Программы

Стабилизация санитарно-эпидемиологической
обстановки на территории области, сниже-
ние уровня влияния на здоровье человека
вредных и опасных факторов среды обита-
ния, предупреждение инфекционной и профи-
лактика неинфекционной заболеваемости

Задачи Программы

Обеспечение радиационной и электромагнит-
ной безопасности населения, обеспечение
надзора за безопасностью продовольствен-
ного сырья и пищевых продуктов, обеспече-
ние санитарно-эпидемиологического благо-
получия в учреждениях летнего отдыха и
оздоровления детей и подростков, обеспе-
чение безопасных условий труда и охрана
здоровья работающих, обеспечение безопас-
ности питьевой воды, охрана атмосферного
воздуха, обеспечение химической безопас-
ности населения, проведение санитарно-ги-
гиенических и противоэпидемических (про-
филактических) мероприятий

Сроки реализации Прог-
раммы

2004 - 2008 годы

Перечень основных ме-
роприятий Программы

Санитарно-гигиенические мероприятия и са-
нитарно-противоэпидемические (профилакти-
ческие) мероприятия

Исполнители основных
мероприятий Программы

Учреждения государственной санитарно-эпи-
демиологической службы Кировской области

Объемы и источники фи-
нансирования Программы

Всего - 58,86 млн. рублей
в том числе:
федеральный бюджет - 22,45 млн. рублей;
областной бюджет - 28,16 млн. рублей;
бюджеты муниципальных образований (по со-
гласованию) - 3,5 млн. рублей;
средства предприятий (по согласованию) -
4,75 млн. рублей

Ожидаемые конечные ре-
зультаты реализации
Программы

Стабилизация санитарно-эпидемиологической
обстановки на территории Кировской облас-
ти за счет снижения техногенного воздей-
ствия на окружающую среду, обеспечения
населения доброкачественным питанием и
питьевой водой, проведения профилактичес-
ких и оздоровительных мероприятий

Система организации
контроля за исполнени-
ем Программы

Федеральное государственное учреждение
"Центр государственного санитарно-эпиде-
миологического надзора в Кировской облас-
ти" и органы исполнительной власти облас-
ти осуществляют контроль за реализацией
Программы в соответствии с порядком, ут-
вержденным постановлением Правительства
области от 05.02.2002 № 9/28 "О порядке
разработки, утверждения и реализации це-
левых программ на территории области"


1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами


В соответствии с федеральным законодательством учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Кировской области осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть в целях обеспечения здоровья населения и такого качества среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов внешней среды на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Во исполнение постановления Губернатора области от 15.01.2001 № 9 "О дальнейшем развитии социально-гигиенического мониторинга" на всей территории области ведется наблюдение за состоянием здоровья населения и факторами окружающей среды.

В последние годы показатели здоровья населения имеют неблагоприятную тенденцию развития, и особенно существенные изменения здоровья отмечаются среди детей и подростков. Заболеваемость детского населения области превысила средние значения по России на 9%. В структуре заболеваемости преобладают патологии органов дыхания, пищеварительной системы, болезни глаз, эндокринной системы, кровообращения и инфекционные болезни. На долю вышеуказанных патологий приходится 70 - 75% от числа всех болезней.

Отмечается рост заболеваний, обусловленных ухудшением состояния окружающей среды. Эту группу заболеваний составляют болезни крови, эндокринной системы, болезни глаз, костно-мышечной системы, онкозаболевания. Уровень заболеваемости по вышеуказанным классам превышает среднероссийский уровень. Анемия регистрируется у каждого 25-го ребенка и каждого 100-го подростка. Увеличение уровня заболеваемости эндокринной системы обусловлено за счет роста патологии щитовидной железы, особенно в подростковом возрасте, сахарного диабета и ожирения.

В области в течение длительного времени происходит постепенное нарастание онкологической заболеваемости. Уровень онкологии среди мужчин превышает средние значения по России на 2,5%. К неблагополучным территориям, где онкологическая заболеваемость превышает средние значения по области, относятся 16 районов.

Профилактика инфекционной заболеваемости, сохраняющей свою высокую социально-экономическую значимость, несмотря на достижения в борьбе со многими инфекциями, продолжает оставаться приоритетной в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения области.

В структуре инфекционной патологии лидирующее место занимают острые респираторные инфекции. Во время эпидемий гриппа страдает от 6 до 10% населения, что определяет необходимость проведения полного комплекса профилактических и противоэпидемических противогриппозных мероприятий в рамках первичной медико-санитарной помощи.

Несмотря на снижение заболеваемости отдельными острыми кишечными инфекциями, негативное влияние их на здоровье населения продолжает сохраняться. Ежегодно за медицинской помощью по поводу кишечных инфекций обращается до 7,5 тысячи человек, продолжает регистрироваться и сохраняться высокий риск вспышечной и групповой заболеваемости среди населения в связи с активным действием общих факторов передачи возбудителей - водных и пищевых.

Напряженность эпидемиологической ситуации в области поддерживают активные очаги эндемичных природно-очаговых инфекций, среди которых преобладают клещевые инфекции. Заболеваемость клещевым боррелиозом в области в 6 - 10 раз превышает среднероссийский уровень.

Остается на высоком уровне заболеваемость социально обусловленными инфекциями.

Одним из основных направлений деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы Кировской области является контроль за обеспечением населения качественной питьевой водой. При наличии положительной динамики снижения в целом по области количества неудовлетворительных проб питьевой воды в коммунальных и ведомственных водопроводах по микробиологическим показателям в 21 районе области ухудшилось качество воды. В связи с чем требуется ведение мониторинга качества воды, подаваемой населению, и своевременное принятие комплексных мер для предотвращения заболеваемости среди населения.

Износ основных производственных фондов, использование морально устаревших технологий обуславливают неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние части промышленных и сельскохозяйственных объектов (3-я группа). Хотя их удельный вес несколько ниже, чем по Российской Федерации, но остается значительным.

В 2002 году в области в условиях воздействия вредных производственных факторов трудилось более 108 тысяч человек (из них свыше 26 тысяч - женщины).

Определенная часть из них была занята в условиях труда, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам уровней шума, вибрации, освещенности рабочих мест, воздействия электромагнитных полей и состояния воздушной среды, показателям микроклимата. В целом состояние производственной среды в регионе соответствует усредненному по России.

Существующие условия труда являются причиной развития профессиональной заболеваемости у работников. В связи с чем требуется продолжение лабораторного контроля за факторами производственной среды, оказывающими негативное воздействие на здоровье работающих.

Контроль за загрязненностью продуктов питания и продовольственного сырья контаминантами химической и микробиологической природы является одной из важнейших задач в профилактике алиментарно зависимых заболеваний среди населения. Удельный вес нестандартных образцов по санитарно-химическим показателям в 2002 году составил 4,8%, что меньше, чем в 2001 году (5,8%), но несколько выше, чем по Российской Федерации. Выше среднеобластного и по Российской Федерации процент неудовлетворительных проб в группах "рыба и рыбные продукты" (9,6%) и "напитки" (5,6%). Нитраты остаются наиболее значительным загрязнителем пищевых продуктов растительной природы на протяжении последних лет наблюдения (2001 год - 4,8%; 2002 год - 4,2%), что более чем в 2 раза превышает показатели в целом по Российской Федерации. Наибольший удельный вес нестандартных проб по микробиологической чистоте также остается в группах "молоко и молочные продукты", "жировые растительные продукты", "птица и продукты ее переработки", процент нестандартных проб в 2002 году составил 1,25% (2001 год - 2,7%).

Для стабилизации обстановки и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в области необходимо сохранить в полном объеме проводимые лабораторные исследования пищевых продуктов, воды, воздуха, почвы и т.д.

Программа сформирована с учетом первоочередных задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения области.


2. Основные цели и задачи Программы


2.1. Целями Программы являются стабилизация санитарно-эпидемиологической обстановки на территории области, снижение уровня влияния на здоровье человека вредных и опасных факторов среды обитания, предупреждение инфекционной и профилактика неинфекционной заболеваемости.

2.2. Основные задачи Программы:

2.2.1. Обеспечение радиационной и электромагнитной безопасности населения.

2.2.2. Обеспечение надзора за безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов.

2.2.3. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждениях летнего отдыха и оздоровления детей и подростков.

2.2.4. Обеспечение безопасных условий труда и охрана здоровья работающих.

2.2.5. Обеспечение безопасности питьевой воды, охрана атмосферного воздуха.

2.2.6. Обеспечение химической безопасности населения.

2.2.7. Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических (профилактических) мероприятий.


3. Система программных мероприятий


3.1. Внедрение современных методов лабораторных исследований факторов внешней среды.

3.2. Ведение социально-гигиенического мониторинга с целью выработки управленческого решения по исключению влияния факторов внешней среды на здоровье населения.

3.3. Оснащение лабораторных подразделений государственной санитарно-эпидемиологической службы Кировской области новейшим лабораторным оборудованием.

3.4. Укрепление материально-технической базы учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Кировской области.


4. Ресурсное обеспечение Программы


Прогнозируемые объемы финансирования:

На весь период планируется выделить 58,86 млн. рублей, в том числе:

22,45 млн. рублей из федерального бюджета;

28,16 млн. рублей из областного бюджета;

3,5 млн. рублей из бюджетов муниципальных образований (по согласованию);

4,75 млн. рублей из средств предприятий (по согласованию).


Ресурсное обеспечение Программы по годам


(млн. рублей)

Источник     
финансирования  

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

Федеральный бюджет

7,11  

7,51  

2,61  

2,81  

2,41  

Областной бюджет   

0,53  

8,87  

6,32  

6,27  

6,17  

Бюджеты муниципаль-
ных образований (по
согласованию)      

0,8   

0,9   

0,6   

0,6   

0,6   

Средства  предприя-
тий  (по согласова-
нию)               

0,91  

0,91  

0,91  

0,91  

1,11  


5. Механизм реализации Программы


5.1. Определение приоритетов в выполнении отдельных частей Программы.

5.2. Составление отчета об использовании средств, направленных на реализацию Программы.

5.3. Проведение ежегодного мониторинга целевого использования средств, выделенных из бюджета области.


6. Организация управления и контроль
за ходом реализации Программы


Контроль за ходом реализации Программы осуществляют Федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Кировской области" и органы исполнительной власти области в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства области от 05.02.2002 № 9/28 "О порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ на территории области".

Федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Кировской области" ежеквартально в установленном порядке представляет информацию о финансировании и выполнении мероприятий Программы в департамент экономики при Правительстве области.


7. Оценка эффективности Программы


Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, позволит к 2008 году за счет снижения техногенного воздействия на окружающую среду, обеспечения населения доброкачественным питанием и питьевой водой, проведения профилактических и оздоровительных мероприятий стабилизировать санитарно-эпидемиологическую обстановку в области, показатели здоровья населения.

Медико-социальные показатели будут определяться снижением уровня инфекционной заболеваемости, ряда нозологических форм неинфекционной природы, снижением уровня смертности населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»