Кировская область продолжает оставаться собственником значительного числа объектов имущества, что обуславливает высокую значимость функции управления областной государственной собственностью. Общая характеристика объектов имущества приведена в приложении 1.
В 2002 году управление собственностью области осуществлялось в соответствии с Законом Кировской области «Об управлении государственным имуществом Кировской области» от 03.07.2001 № 5-ЗО (с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 04.07.2002 № 83-ЗО) и Программой управления государственным имуществом Кировской области в 2002 году.
Анализ выполненных в 2002 году мероприятий и достигнутых результатов свидетельствует об определенном росте эффективности управления имуществом области.
Сформировалась устойчивая тенденция роста поступлений в областной бюджет. В результате доля доходов областного бюджета от использования областного имущества в собственных доходах области в 2002 году по сравнению с 2000 годом возросла с 2,5 % до 7,7 %, в 2003 году данная тенденция должна сохраниться. Доходы от использования областного имущества по годам приведены в приложении 2.
В 2002 году полностью выполнены плановые задания по таким видам доходов, как аренда областного имущества и часть чистой прибыли областных государственных унитарных предприятий.
2002 год стал периодом формирования организационно-экономического и правового механизма получения доходов от использования земельных ресурсов. Работа с землей начала давать ощутимые результаты. В 2002 году в качестве арендной платы за землю получено 117246 тыс. рублей, что на 411 % больше, чем в 2001 году. Складывающаяся система управления земельными ресурсами обуславливает реальность увеличения доходов бюджета от арендной платы за землю в 2003 году.
В то же время поступления от продажи земли будут в 2003 году ниже уровня 2002 года в связи с новым порядком перечисления средств, предусмотренным проектом закона «О федеральном бюджете на 2003 год».
Без какого-либо переходящего задела предыдущего года была развернута в 2002 году работа по приватизации областного имущества. Кировскому региональному отделению Российского фонда федерального имущества переданы для реализации почти все запланированные для приватизации объекты.
Отрицательно на ход и результаты приватизации повлияли два обстоятельства, которые придется учитывать и в 2003 году.
Прежде всего, низкий уровень спроса на ряд приватизируемых объектов. Не удалось, например, реализовать по первоначальной цене здание спального корпуса в пгт Нижнеивкино, пакет акций открытого акционерного общества «Вятич».
Значительной помехой является неготовность органов местного самоуправления области быстро и качественно готовить документы на земельные участки под приватизируемыми объектами.
Тем не менее доходы от приватизации и продажи имущества действующих предприятий и учреждений составили 70 886,4 тыс. рублей.
В то же время реально следует подходить к оценке перспектив получения дивидендов. Незначительная величина принадлежащих области пакетов акций не позволяет обеспечить принятие органами управления акционерных обществ решений о начислении дивидендов.
В областной бюджет поступают возобновляемые и невозобновляемые доходы. В условиях, когда область не располагает значительным числом высоколиквидных объектов, необходима ориентация главным образом на использование возобновляемых доходов, так как особого внимания заслуживает задача воспроизводства и роста ресурсов области, наращивания объектов областной собственности.
В 2003 году предстоит сохранить установившуюся тенденцию роста стоимости зданий и сооружений, принадлежащих области:
| (млн. рублей) | |
На 01.01.2001 | На 01.01.2002 | На 01.11.2002 |
15625 | 15981 | 17338 |
В 2003 году предстоит продолжить работу по приобретению в собственность области предприятий и учреждений в порядке разграничения федеральной собственности, тем более что Минимуществом России рассматривается целесообразность существования федеральных государственных предприятий, предприятий с численностью работающих не более 50 человек.
Помимо того, в собственность области необходимо приобрести здания и сооружения на сумму 10920,0 тыс. рублей.
В то же время следует избавляться от объектов, которые не связаны с исполнением функций областного значения. Прежде всего, это жилой фонд и объекты социально-бытового назначения, оставшиеся в казне области после приватизации предприятий. Продолжится передача их, а также некоторых предприятий в муниципальную собственность.
Важной задачей было и остается максимальное вовлечение имущества в хозяйственный оборот.
На 01.12.2002 в собственности области находилось 16993 здания, сооружения. Из них 5477 объектов закреплено на праве хозяйственного ведения за областными предприятиями, 2957 объектов закреплено на праве оперативного управления за областными государственными учреждениями, 9086 объектов составляют казну области. Из них 12 % объектов находится в пользовании государственного учреждения «Кировмелиорация», а также органов
УВД, Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Кировской области, иных государственных органов. 88 % составляют жилой фонд и объекты социально - бытового назначения, подлежащие передаче в муниципальную собственность.
В целях коммерческого использования недвижимости заключено 356 договоров аренды областного имущества, в соответствии с которыми в аренду предоставляется, в частности, имущество, не используемое предприятиями в основном производстве.
При этом 82 % площадей используют субъекты малого и среднего предпринимательства, что способствует негосударственному сектору экономики.
Передача многих зданий со встроено-пристроенными помещениями в муниципальную собственность существенно снижает численность объектов, предоставляемых в аренду. В этих условиях поступление доходов в бюджет будет обеспечиваться главным образом за счет повышения арендной платы.
Основные владельцы и пользователи имущества области - областные государственные предприятия, являющиеся важным элементом государственного сектора экономики области.