Недействующий

Об областной целевой программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области» на 2002-2010 годы (утратил силу на основании Постановления Правительства Кировской обалсти от 15.07.2003 № 48/185)

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами

2.1. Анализ технического состояния жилищно-коммунального комплекса области

Жилищно-коммунальный комплекс области является ведущей отраслью муниципальной инфраструктуры. Стоимость его основных фондов составляет 56 млрд. рублей (36 % основных фондов области). Структура основных фондов приведена в приложении 1.

Все объекты жизнеобеспечения, за исключением объектов «большой энергетики», в 44 муниципальных образованиях содержат и обслуживают 20 «Служб заказчика» и 187 предприятий ЖКХ (21864 работника отрасли). Основным потребителем предоставляемых услуг является население (70 %). Весь жилищный фонд области (30 млн. кв. м жилья) оборудован различными видами благоустройства в среднем на 62 %.

Жилищно-коммунальный комплекс области находится в глубоком кризисе. Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса области обусловлено неэффективной системой управления, связанной с оказанием жилищных и коммунальных услуг, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, высокой степенью аварийности, низким коэффициентом полезного действия оборудования. Износ коммунальной инфраструктуры достигает в среднем 55 % согласно приложению 1.

Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.

Следствием этого стало обострение проблем ремонта жилья, снабжения населения области питьевой водой, перерасход топливно-энергетических ресурсов, разрушение дорожно-мостового хозяйства.

2.2. Анализ финансового состояния жилищно-коммунального комплекса области

Анализ обеспеченности средствами отрасли за последние 5 лет показывает, что наблюдается устойчивая тенденция к снижению объемов выполняемых работ при увеличении количества обслуживаемого жилищного фонда.

Обеспеченность средствами на содержание жилищно-коммунальной
отрасли области в период с 1997 по 2001 год



Площадь муниципального жилого фонда (тыс. кв. метров)
Предусмотрено финансовых средств - всего (млн рублей)
Объем финансирования на 1 кв. метр жилья в реальных ценах (рублей)
Объем финансирования на 1 кв. метр жилья в ценах 1997 года (рублей)

Из диаграммы видно, что обеспеченность средствами на содержание ЖКХ области в 2001 году по сравнению с 1997 годом увеличилась на 28,4 процента, но реальное финансовое обеспечение с учетом роста индекса потребительских цен составило 41,9 рубля на 1 квадратный метр, или 38,8 процента от выполненных работ в 1997 году

В 2001 году по Кировской области общая потребность в финансовых средствах на предоставление услуг населению составляла 2 млрд 220 млн рублей

Источники финансирования позволяли покрыть 1 млрд 418 млн рублей

Таким образом, планово-расчетный недостаток в финансовых средствах для содержания объектов ЖКХ сложился в размере 801,9 млн рублей

Фактически же из-за неполного финансирования (льготы финансируются на 88,6 %, субсидии - на 43%) недостаток в финансовых средствах сложился в размере 898 млн рублей В результате отрасль по разным причинам недополучила в 2001 году 40 % необходимых средств

Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся в первую очередь в ре-

зультате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней, которая на 01.01.2002 составила 1049,3 млн. рублей.

Кредиторская задолженность на 01.01.2002 составила 2302,7 млн. рублей и превысила дебиторскую в 2,3 раза. По отношению к соответствующему периоду прошлого года рост составил 546,5 млн. рублей, или 31 %. Задолженность в ЖКХ является источником неплатежей, которые охватывают практически все отрасли экономики.

Большинство муниципальных предприятий ЖКХ является банкротами. В целом по отрасли убытки на 01.01.2002 составили 515,8 млн. рублей.

Задолженность по заработной плате на предприятиях ЖКХ на 01.01.2002 составила 55 млн. рублей, по срокам - от 3 до 6 месяцев.

Одной из наиболее опасных тенденций сегодняшнего дня является потеря квалифицированного персонала. Текучесть кадров в 2001 году составила 55 %. Необходимость заполнения вакансии потребует дополнительных финансовых средств и времени для подготовки новых специалистов.

2.3. Система экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном комплексе области, её основные проблемы

Действующая система управления ЖКХ характеризуется рядом недостатков, без устранения которых невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, повышении надежности и качества, а также обеспечении стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ).

Основой экономических отношений в отрасли остается система бюджетного дотирования предприятий ЖКХ.

Дотационность отрасли и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество в сочетании с сохранившейся со времен административной экономики централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем коммунального хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий жилищно-коммунального комплекса, высокого уровня потерь ресурсов. Бюджетные ограничения обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития ЖКХ.

Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет реализовать адресность выделяемых субсидий.