Недействующий

Об областной программе «Дом для молодой семьи» на 2003-2010 годы (с изменениями на 14 ноября 2006 года) (утратил силу в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 16.03.2007 № 88/121)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Послании Губернатора Кировской области В.Н. Сергеенкова областной Думе самой тревожной проблемой обозначена демографическая ситуация.

В основе снижения рождаемости и роста смертности лежит ухудшение качества жизни большинства населения, связанное с затяжным социально-экономическим кризисом, для которого характерны рост безработицы, хронические задержки выплаты зарплаты, пенсий, социальных пособий, ухудшение качества питания, снижение доступности медицинской и лекарственной помощи, психологический стресс, неуверенность в своем будущем и будущем своих детей, рост криминализации общества.

Демографическая ситуация в области по-прежнему остается сложной.

При небольшом увеличении рождаемости наблюдается увеличение смертности населения. Число умерших за 2000 год в 2 раза превысило число родившихся. Естественная убыль населения была отмечена во всех районах области и в городе Кирове.

По предварительным данным Кировского областного комитета государственной статистики, в 2000 году общий коэффициент рождаемости составил 7,9 новорожденного на 1000 населения (в 1999 году-7,6), общий коэффициент смертности вырос до 16,2 на 1000 населения (в 1999 году - 15,7).

Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения.

Трудное жилищное положение оказывает особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы. Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.

В группе риска оказываются молодые семьи с детьми. Согласно данным социологических исследований, проведенных региональным центром института социологии Российской Академии Наук, около 45% семей города Кирова, более 60% семей, проживающих в сельской местности, оценивая свое материальное положение, отмечают, что "еле сводят концы с концами, не хватает средств на самое необходимое". Еще 30-40% семей -"средств хватает только на необходимые продукты питания и одежду". Исследование показало, что каждая третья из опрошенных семей с детьми не имеет собственного жилья.

Продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки семьи и, в частности, помощь в приобретении (строительстве) жилья могут наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи.

Общий спад жилищного строительства в последние годы создал острую жилищную проблему на селе, которая сдерживает развитие и проведение интеграционных процессов в сельском хозяйстве области, закрепление кадров молодых специалистов.

В результате длительного оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся социальных проблем наметилась устойчивая тенденция старения сельского населения. Очень сложным остается положение с обеспеченностью сельхозпредприятий кадрами. За последние 5 лет численность работающих непосредственно в сельском хозяйстве уменьшилась на 18,5 тыс. человек.

По состоянию на 01.01.2001 насчитывается более 700 вакансий, 352 из них на должности главных специалистов. Численность специалистов в возрасте до 35 лет составляет 11,7%, среди руководителей сельхозпредприятий - 1,5%.

С 1997 года продолжается убыль врачебных кадров, работающих в учреждениях, расположенных в сельской местности. В 2000 году 158 врачей выбыли из учреждений здравоохранения районов области. Из них 31% поменял место работы внутри области, 20% выехали на другие территории, 10% - в другие ведомства, т.е. 61% врачей, не сменивших профессию, выбыл по причине неудовлетворительных условий жилья.

В настоящее время учреждения здравоохранения районов области испытывают крайнюю потребность более чем в 300 специалистах, а всего в районах области требуется более 1000 врачей.

Так же остро стоит проблема улучшения жилищных условий работников учреждений культуры и социального обслуживания населения в области. Около 400 работников культуры либо не имеют своего жилья, либо нуждаются в его улучшении, и подавляющая доля среди них - молодые специалисты и молодые семьи. В домах-интернатах на сегодняшний день не хватает 75 работников, особенно врачей и среднего медицинского персонала. В центрах социального обслуживания нет психологов. Основная причина - отсутствие жилья.

Не лучше обстоит дело и с педагогическими кадрами. Только за последние четыре года приступили к работе в сельских школах 598 молодых специалистов-педагогов, проживающих в квартирах родителей либо обеспеченных жильем в старых домах. Педагогов, нуждающихся в получении жилья, насчитывается более полутора тысяч человек. В ряде учебных заведений по этой причине не преподаются физика, иностранный язык и другие предметы.

Сокращение объемов государственного строительства оставляет нуждающимся все меньше надежд на получение жилья за счет государства. В то же время из-за высоких цен семьи со средними доходами лишены возможности купить жилье на рынке.

В СССР в 80-х годах десятки тысяч молодых семей смогли решить жилищную проблему благодаря молодежным жилищным комплексам (МЖК), которые выступали в качестве сбалансированного экономического организма. Строительный комплекс получал дешевую рабочую силу, а молодые семьи своими руками строили для себя жилье.

В современных условиях ситуация изменилась диаметральным образом: улучшение жилищных условий молодых семей связано в первую очередь с оказанием им финансовой помощи в целях приобретения (строительства) жилья со стороны государства.

Государственная поддержка молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться на основании различных видов отношений, предусмотренных российским законодательством и действующих в рамках настоящей Программы, включая:

предоставление безвозмездных субсидий;

предоставление ипотечных кредитов;

обеспечение индивидуального строительства (приобретения) жилья материалами;

предоставление заемных средств;

содействие строительству незавершенных объектов.