ЗАКОН
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об особо охраняемых природных
территориях Кировской области
(с изменениями на 03.06.2002)
_______________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
Законом Кировской области
от 31 марта 2005 года № 320-ЗО
_______________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Кировской области от 03.06.2002 № 67-30
____________________________________________________________________
Принят Кировской областной Думой 19 октября 1995 года
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Особо охраняемые природные территории - участки суши и водных пространств (включая соответствующие слои атмосферы и недр), располагающие природными комплексами и объектами особого природоохранного, научного, культурного, культового, эстетического, рекреационного, оздоровительного значения, которые полностью или частично, временно или бессрочно исключены решениями органов государственной власти из хозяйственного использования в целях сохранения экологического равновесия и биологического разнообразия, получения информации о естественном ходе природных процессов, поддержания благоприятной среды жизни людей и их здоровья, организации научных исследований в природе, осуществления экологического мониторинга, удовлетворения рекреационных, культурно - познавательных и духовных потребностей населения, восполнения и сохранения отдельных природных ресурсов и полезных свойств ландшафта.
Особо охраняемые природные территории федерального и областного значения относятся к объектам общенационального достояния и входят в состав культурного и природного наследия.
Земли особо охраняемых природных территорий (включая недра и водные пространства) являются государственной собственностью и не подлежат приватизации, продаже и сдаче в аренду для использования в целях, противоречащих режиму их охраны или не соответствующих их функциональному назначению.
Настоящий закон регулирует отношения в части организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий в Кировской области.
Статья 2. Законодательство Кировской области об особо охраняемых природных территориях
1. Законодательство Кировской области об охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Земельного Кодекса Российской Федерации, Федеральных законов "Об охране окружающей природной среды", "Об особо охраняемых природных территориях" и других и состоит из настоящего Закона об особо охраняемых природных территориях Кировской области, а также принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Кировской области.
2. Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством Кировской области.
3. Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных и природных парков и других природоохранных учреждений регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено федеральным и областным законами.
Статья 3. Особенности действия закона об особо охраняемых природных территориях Кировской области
1. Действие настоящего закона направлено на формирование и обеспечение функционирования региональной системы особо охраняемых природных территорий, способствующей экономическому росту и устойчивому развитию общества через поддержание экологического баланса, благоприятной среды жизни людей, их здоровья и трудоспособности.
2. Учитывая исключительную экологическую и социально - экономическую значимость особо охраняемых природных территорий, юридические, земельные, и другие вопросы, связанные с выделением, проектированием, финансированием, организацией и функционированием особо охраняемых природных территорий, решаются приоритетно по отношению к вопросам хозяйственного или иного использования территорий или отдельных природных ресурсов.
3. Развитие сети (пространственной совокупности) особо охраняемых природных территорий области осуществляется по научно обоснованной, разрабатываемой специально уполномоченным государственным органом Кировской области по охране окружающей природной среды, перспективной схеме организации и использования разных типов и форм особо охраняемых природных территорий с созданием их единой функциональной системы, то есть целостной совокупности функционально взаимодополняющих особо охраняемых природных территорий.
Статья 4. Организационные формы ("категории") и виды особо охраняемых природных территорий
1. По характеру правовой регламентации отношений, определяемых функциональным назначением той или иной особо охраняемой природной территории, различаются следующие их организационные формы ("категории"):
природный заповедник (включая биосферный резерват);
национальный парк;
природный парк;
памятник природы;
природный заказник;
лесопарк;
природная экологическая тропа;
природная охранная зона (включая лечебно - оздоровительные местности и курорты);
и природоохранные учреждения - дендрологические парки и ботанические сады.
2. В пределах каждой организационной формы ("категории") могут выделяться различные виды особо охраняемых природных территорий по их природному содержанию или функциональному профилю.
3. Социальная значимость особо охраняемой природной территории определяет ее значение: федеральное (национальное), областное (региональное), местное (районное, муниципальное).
Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в совместном ведении федеральных и областных органов государственной власти в пределах их полномочий.
Особо охраняемые природные территории областного значения являются собственностью Кировской области и находятся в ведении ее органов государственной власти.
Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
Особо охраняемые природные территории федерального и областного значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти Кировской области. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Кировской области.
4. Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства, районной и городской планировки, решении вопросов по приватизации земель.
Статья 5. Общий порядок выделения и образования особо охраняемых природных территорий
1. На основании принятых схем развития областной сети особо охраняемых природных территорий орган исполнительной власти Кировской области принимает решения о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, об ограничении на них хозяйственной деятельности, исключении их из площади приватизируемых земель, запрещении их отвода под застройку, садовые участки и другие хозяйственные нужды.
2. Процедура образования особо охраняемых природных территорий областного и федерального значения осуществляются специально уполномоченным на то государственным органом Кировской области по охране окружающей природной среды и включает в себя следующие основные этапы в их последовательности:
а) разработка научного обоснования организации конкретной особо охраняемой природной территории;
б) подготовка решения органа исполнительной власти Кировской области об организации данной особо охраняемой природной территории;
в) проектирование и согласование вопросов по отводу земель соответствующей территории;
г) подготовка решения органа исполнительной власти Кировской области об утверждении статуса особо охраняемой природной территории областного значения или о представлении на утверждение особо охраняемой природной территории в статусе федерального значения в Правительство Российской Федерации.
Процедура образования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется органами местного самоуправления по представлению органов охраны окружающей природной среды и управления природными ресурсами, а также других юридических лиц и общественных объединений.
3. Для решения вопроса об отнесении особо охраняемой природной территории местного значения к особо охраняемой природной территории областного или федерального значения орган местного самоуправления обращается с соответствующим ходатайством в государственный орган Кировской области по охране окружающей природной среды, который осуществляет организацию особо охраняемой природной территории в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
Статья 6. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий
1. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Правительством Российской Федерации и специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. (п. 1 с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 03.06.2002 № 67-30)
2. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территориях областного значения осуществляется органами государственной власти Кировской области и специально уполномоченными государственными органами Кировской области по охране окружающей природной среды.
3. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется органами местного самоуправления и местными специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды.
Статья 7. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, научно - методическое обеспечение функционирования и развития их сети
1. Государственный учет и регистрация особо охраняемых природных территорий с нанесением их границ на планово - картографические материалы землеустроительных служб осуществляют специально уполномоченные областные органы по землеустройству и охране окружающей природной среды.
Учет и регистрация особо охраняемых природных территорий осуществляется на установленных по единому образцу формах учетной документации и в порядке, установленном вышестоящими органами.
2. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, их географическом положении и границах, режимах особой охраны, природопользователях, экологической, научно - информационной, культурно - познавательной, экономической, исторической и иной ценности.
Данные государственного кадастра особо охраняемых природных территорий в обязательном порядке учитываются при планировании использования и охраны земель, их изъятии и предоставлении, определении платежей за землю, проведении землеустройства, лицензировании, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием природных ресурсов.
Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Для более эффективного функционирования и развития сети особо охраняемых природных территорий, комплексного и системного использования их в научных целях и в экологическом мониторинге путем создания единой функциональной системы, а также для решения вопросов, связанных с изучением и сохранением биологического разнообразия на территории области, может быть создано научно - исследовательское подразделение по мониторингу особо охраняемых природных территорий и биологического разнообразия в ведении специально уполномоченного органа Кировской области по охране окружающей природной среды по решению органов государственной власти Кировской области.
Статья 8. Особо охраняемые природные территории в составе природно - заповедного фонда Российской Федерации
1. Природные (включая биосферные) заповедники, государственные памятники природы, национальные парки, государственные природные заказники входят в состав природно - заповедного фонда Российской Федерации.
2. Изъятие земель природно - заповедного фонда запрещается.
3. Сбор коллекционных материалов (объектов флоры и фауны и их производных, геологических, палеонтологических и других объектов) на территориях природно - заповедного фонда сторонними организациями и частными лицами и вывоз коллекционных материалов с природно - заповедных территорий за пределы области допускается только как исключение при строгом научном обосновании в ситуациях неизбежной естественной утраты научно - коллекционных материалов и при условиях, исключающие отрицательные последствия коллектирования для особо охраняемой природной территории, при положительном заключении государственной экологической экспертизы и на основе лицензий в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Кировской области.
Статья 9. Участие граждан и юридических лиц в организации, охране и функционировании особо охраняемых природных территорий
Граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по выявлению, обоснованию организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения граждан и общественных объединений.
Раздел II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ
Статья 10. Общие положения
1. Государственный природный заповедник - природная территория (включая водные пространства) полностью и бессрочно исключенная решением Правительства Российской Федерации из хозяйственного использования с целью сберегающего использования научной информации о естественном ходе природных процессов, сохранения генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экосистем.
2. Государственный природный заповедник - особо охраняемая природная территория федерального значения.
3. Государственный природный заповедник является природоохранным научно - исследовательским и эколого - просветительским учреждением.
4. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории государственного природного заповедника полностью изымаются из хозяйственного использования и предоставляются в бессрочное постоянное пользование (владение) государственному природному заповеднику на правах, предусмотренных федеральными законами.
5. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственного природного заповедника являются федеральной собственностью, полностью изымаются из оборота и не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.
Здания, сооружения, историко - культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на правах оперативного управления.
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в собственность государственных природных заповедников.
6. Проект и положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статусе утверждается органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации по согласованию с органом исполнительной власти Кировской области при положительном заключении государственной экологической экспертизы.
7. Государственные природные заповедники имеют штат специальной службы охраны, научных, научно - технических сотрудников и административно - хозяйственного персонала.
Статья 11. Задачи государственных природных заповедников
На государственные природные заповедники возлагается следующие задачи: