ЗАКОН
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О РЕФЕРЕНДУМЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
____________________________________________
Закон утратил силу на основании
Закона Кировской области от 29.07.2003 № 186-ЗО
____________________________________________
Принят
Кировской областной Думой
27 октября 1999 года
Глава I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовая основа проведения референдума Кировской
области
Референдум Кировской области проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным законом) Кировской области и законами Кировской области.
Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие термины:
агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки агитации по вопросам референдума Кировской области и предназначенные для массового распространения, обнародования при проведении референдума области;
агитация по вопросам референдума области - деятельность граждан Российской Федерации, инициативной группы по проведению референдума области, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума области проводить референдум области или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на референдуме области, поддержать или отвергнуть вопрос, вынесенный на данный референдум;
гарантии права на участие в референдуме области - правовое, организационное, информационное и иное обеспечение права на участие в референдуме области граждан Российской Федерации;
комиссии референдума области - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены федеральными законами, настоящим Законом и иными законами области, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение референдумов области;
референдум области - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Кировской области, по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным законом) Кировской области, законами области;
наблюдатель - лицо, назначенное при проведении референдума области инициативной группой по проведению референдума области, а также общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне области или более высоком уровне; наблюдатель на референдуме области уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии референдума области в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов референдума, включая действия комиссии референдума области по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов референдума;
наблюдатель иностранный (международный) - лицо, представляющее иностранную или международную организацию, приобретшее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением референдума области в соответствии с порядком, установленным федеральными законами;
органы местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным законом) области, законами области, а также иные органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований;
право на участие в референдуме области - конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в референдуме области, в том числе голосовать по проектам законов области и иных нормативных правовых актов области, действующим законам области и иным нормативным правовым актам области, другим вопросам государственного значения, находящимся в ведении области;
участник референдума области (участник референдума) - гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме области.
Статья 3. Общие принципы проведения референдума
1. Референдум области проводится на всей территории области.
2. Граждане участвуют в референдуме области на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
3. Граждане участвуют в референдуме области на равных основаниях.
4. Гражданин голосует на референдуме области за или против вынесенного на референдум вопроса непосредственно.
5. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме области является добровольным и свободным. Никто не вправе воздействовать на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме области, а также на его свободное волеизъявление.
Статья 4. Право граждан на участие в референдуме области
1. Каждый гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории Кировской области, и достигший на день проведения референдума области 18 лет, имеет право голосовать на референдуме области, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке и проведению референдума.
2. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на территории Кировской области референдума области не может служить основанием для лишения его права на участие в референдуме области.
3. В референдуме области не участвуют граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Гражданин Российской Федерации вправе участвовать в референдуме области независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, а также других обстоятельств.
Статья 5. Вопросы референдума области
1. На референдум области могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении области Уставом (Основным законом) Кировской области и законами области могут быть установлены вопросы, подлежащие вынесению на референдум области.
2. На референдум области не могут быть вынесены следующие вопросы:
о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти области, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти области, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
о формировании состава органов государственной власти области, персональном составе органов государственной власти области;
об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
о принятии или об изменении бюджета области, исполнении и изменении финансовых обязательств области;
о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
3. На референдум области не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации, а также не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и Кировской области, за исключением случаев, когда вопрос не урегулирован Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
4. Вопросы, выносимые на референдум области, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, а также должны исключать возможность их множественного толкования.
5. Вопрос, выносимый на референдум области, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
6. Вопросы, выносимые на референдум области, не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
7. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не допускается установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум области, за исключением указанных в настоящей статье.
Статья 6. Обстоятельства, исключающие проведение референдума
области
1. Референдум области не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории области, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Повторный референдум области с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума области.
3. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не допускается установление обстоятельств, исключающих проведение референдума области, за исключением указанных в п. 2 настоящей статьи.
4. Принятие органом государственной власти области решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум области, не является обстоятельством, исключающим проведение референдума области по этому вопросу.
Глава II.
НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА ОБЛАСТИ
Статья 7. Инициатива проведения референдума области
1. Инициатива проведения референдума области принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме Кировской области, областной Думе, Губернатору, депутату областной Думы, представительному органу местного самоуправления.
2. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме области, а равно общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения с инициативой проведения референдума области, устав которого предусматривает участие в выборах, могут образовать инициативную группу по проведению референдума области для сбора подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме области, в поддержку инициативы проведения референдума области.
3. Для назначения референдума области Губернатору области либо в Кировскую областную Думу должны быть предоставлены подписи участников референдума области в поддержку инициативы его проведения в количестве, установленном настоящим Законом.
4. Депутат областной Думы, представительный орган местного самоуправления, выступая с инициативой проведения референдума области, освобождаются от сбора подписей участников референдума в поддержку его проведения.
Статья 8. Назначение референдума области
1. Решение о проведении референдума области принимается Губернатором области либо областной Думой в соответствии с Федеральными законами, Уставом (Основным законом) области и настоящим Законом. В решении о назначении референдума области указываются дата его проведения, вопрос референдума или проект закона области или иного нормативного правового акта, выносимого на референдум области. Губернатор области либо областная Дума принимает решение о назначении референдума области не позднее 14 дней после представления документов, необходимых для назначения референдума области, в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Решение о проведении референдума области считается принятым областной Думой, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов.
2. Референдум области назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Решение о проведении референдума области должно быть официально опубликовано не позднее чем за 60 дней до дня голосования.
3. Дата проведения референдума области не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) органом, ее назначившим, в целях совмещения проведения референдума области с иным референдумом либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
4. Губернатор области, областная Дума вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы о проведении референдума Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, Устава (основного закона) Кировского области, иных законов области.
5. Решение о назначении референдума области, а также о перенесении даты голосования в соответствии с предыдущим пунктом настоящей статьи официально публикуется в средствах массовой информации не позднее, чем через 6 дней со дня его принятия.
Статья 9. Порядок реализации инициативы проведения
референдума области
1. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме области, а равно общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции Российской Федерации или области, не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения к Губернатору области либо в областную Думу с инициативой проведения референдума области и устав которого предусматривает участие в выборах, могут образовать инициативную группу для проведения референдума области в количестве не менее 20 человек. В случае, если инициатором проведения референдума области выступает общественное объединение, обладающее правами избирательного объединения, то руководящий орган общественного объединения или руководящий орган его регионального отделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума области независимо от своей численности.
2. Инициативная группа по проведению референдума области обращается в избирательную комиссию области с ходатайством о регистрации этой группы.
3. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума области указывается:
формулировка вопроса (вопросов) или текст проекта закона области или иного нормативного правового акта области, предлагаемого для вынесения на референдум области; при этом формулировка вопроса (вопросов) или текст проекта закона области или иного нормативного правового акта должны быть изложены на русском языке;
фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов, или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать впредь от имени инициативной группы.
4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума области, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении референдума области. Ходатайство подписывается всеми членами инициативной группы.
5. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению референдума области для вынесения на голосование, не отвечает установленным в настоящем Законе требованиям, избирательная комиссия области может согласовать с инициативной группой по проведению референдума области новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум области, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению референдума области. Формулировка вопроса, выносимого на референдум области, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.
6. Избирательная комиссия области, установив соответствие ходатайства инициативной группы по проведению референдума области и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство с утвержденной формулировкой вопроса (вопросов), проекта закона области или иного нормативного правового акта, предлагаемого для вынесения на референдум области, и извещает об этом Губернатора области и областную Думу, а также сообщает об этом в средства массовой информации.
7. В случае отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума области лицам, уполномоченным действовать от имени инициативной группы, выдается решение избирательной комиссии области, в котором указываются основания отказа. Данное решение должно быть выдано инициативной группе не позднее чем через два дня со дня принятия данного решения.
8. Основанием отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума области может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного закона) области, настоящего закона и иных законов области. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном федеральными законами в суде.
9. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума области вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума области в порядке, установленном настоящим Законом. При этом учитываются только подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией области и которое выдается инициативной группе по проведению референдума области, действительно в течение 30 дней со дня его выдачи. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.
10. Количество подписей, необходимое для поддержки инициативы проведения референдума области, составляет 2 процента от числе граждан, имеющих право на участие в референдуме области. Число граждан, имеющих право на участие в референдуме области, определяется на основании данных регистрации участников референдума области по состоянию на 1 января или на 1 июля соответствующего года. Требуемое количество подписей должно быть собрано инициативной группой в течение 30 дней со дня выдачи инициативной группе регистрационного свидетельства. В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме области, дальнейший сбор подписей прекращается.
11. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей избирателей, имеющих право на участие в референдуме области, и составляет итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей.
12. Количество представляемых подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума области, не может превышать более чем на 15 процентов их требуемое число, установленное в пункте 10 настоящей статьи. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению референдума области передаются уполномоченными представителями инициативной группы в избирательную комиссию области, которая в течение 10 дней проверяет соблюдение инициативной группой требований федеральных законов и настоящего Закона при сборе подписей, в том числе проверяет достоверность собранных подписей в порядке, установленном настоящим Законом. По результатам проверки комиссия принимает постановление. В случае обнаружения нарушений установленных требований по сбору подписей, в результате которых количество достоверных и действительных подписей, представленных инициативной группой по проведению референдума области, окажется меньше количества, требуемого для назначения референдума области в соответствии с настоящим Законом, избирательная комиссия области выносит постановление об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе по проведению референдума области. Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума области.
13. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума области требованиям федеральных законов и настоящего закона избирательная комиссия области в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума документов, указанных в предыдущем пункте настоящей статьи, направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления Губернатору области и одновременно информацию об этом в областную Думу. Копия постановления избирательной комиссии области направляется также инициативной группе.
Статья 10. Порядок сбора подписей граждан в поддержку
инициативы проведения референдума области
1. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса (вопросов), выносимого на референдум области. В случае вынесения на референдум проекта закона области или иного нормативного правового акта лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта гражданину, проставляющему свою подпись, по его первому требованию.