Недействующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 23.10.2001 № 89


О подготовке программы
«Энергосбережение Кировской области»

(с изменениями на 30.04.2003)
_________________________________________________
Документ утратил силу в с оответствии с
распоряжением Правительства Кировской области
от 28.06.2007 № 276

_________________________________________________

     ____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Распоряжением Правительства Кировской области от 30.04.2003 № 193
     ____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении» от 03.04.96 № 28-ФЗ и Законом Кировской области «Об энергосбережении и повышении эффективности использования энергетических ресурсов в Кировской области» от 26.09.97 № 18-30 и в целях реализации мер по энергосбережению:

1. Утвердить Основные положения государственной системы управления энергосбережением в Кировской области (далее - Основные положения). Прилагаются.

2. Утвердить макет программы «Энергосбережение Кировской области» (далее - Программа). Прилагается.

3. Определить государственным заказчиком-координатором по подготовке Программы департамент топлива и энергетики при Правительстве области (Горсткин А.П.) и региональную энергетическую комиссию Кировской области (Торсунов В.Ю.).

4. Утвердить в качестве основного разработчика Программы Вятский государственный университет (Кондратов В.М.).

5. Региональной энергетической комиссии Кировской области (далее - РЭК) по согласованию с департаментом топлива и энергетики при Правительстве области:

5.1. Подготовить и утвердить в срок до 1 ноября 2001 года:

5.1.1. Техническое задание на разработку Программы.

5.1.2. Порядок и сроки представления на экспертизу проектов и подпрограмм.

5.2. Заключить с Вятским государственным университетом (далее - ВятГУ) договор на разработку Программы.

5.3. Представить проект Программы для утверждения в установленном порядке в департамент топлива и энергетики при Правительстве области в срок до 1 апреля 2002 года.

6. Департаментам Кировской области: здравоохранения (Шулятьев Г.Ф.), образования (Чурин A.M.), культуры и искусства (Балыбердин Г.М.), социального развития (Якимов Г.П.) - подготовить и представить в РЭК в соответствии с техническим заданием, порядком и сроками подпрограммы энергосбережения по своим отраслям в пределах областного бюджетного финансирования.

7. Департаменту жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области (Романюк И.М.) подготовить и представить в РЭК в соответствии с техническим заданием, порядком и сроками подпрограмму энергосбережения по своей отрасли в целом по области с указанием источников финансирования.

8. Департаментам при Правительстве области: строительства (Логинов В.И.), топлива и энергетики (Горсткин А.П.) - подготовить и представить в РЭК целевые подпрограммы, финансируемые за счет лимитов капвложений в областном бюджете.

9. Рекомендовать открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Кировэнерго» (Лебедев В.А.), открытому акционерному обществу «Кировоблгаз» (Ожегов В.М.) и открытому акционерному обществу «Коммунэнерго» (Фуфачев В.Г.) подготовить и представить в РЭК отраслевые подпрограммы энергосбережения в соответствии с техническим заданием, порядком и сроками.

10. Утвердить соисполнителями подпрограмм и проекта Программы: департамент экономики при Правительстве области (Куимова Л.М.), финансовое управление Кировской области (Помаскин A.M.), управление государственного энергетического надзора по Кировской области (далее - «Кировгосэнергонадзор») (Слободчиков В.А.), Кировский областной комитет государственной статистики (Зорин Н.И.), Кировский центр стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России (Урванцев Ю.А.), общество с ограниченной ответственностью «Кироврегионгаз» (Подлевских A.M.), открытое акционерное общество Территориальный институт «Кировпроект» (Пластинин Н.Д.), государственное предприятие по добыче и переработке торфа «Кирторф» (Стародумов Н.Н.).

11. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Торсунова В.Ю.


Губернатор
Председатель Правительства
Кировской области В.Н. Сергеенков

УТВЕРЖДЕНЫ
Распоряжением Правительства
 Кировской области
 от 23.10.2001 № 89


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1.1. Введение

Процесс энергосбережения представляет собой комплекс научно-технических, нормативно-правовых и организационно-экономических мер по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

Влияние на энергоэффективность многих факторов обуславливает комплексный подход к процессу управления энергосбережением и участие в нем разных субъектов права - от органов государственной власти всех уровней до отдельного гражданина. Подготовка соответствующего правового поля, заинтересованность всех участников процесса энергосбережения в повышении энергоэффективности, формирование организационных структур, изыскание достаточных финансовых ресурсов для достижения экономии топлива и энергии должны быть учтены при создании системы государственного управления энергосбережением.

В настоящее время идет активное формирование государственной системы управления энергосбережением на федеральном и региональном уровнях. Предпосылками для ее создания явились положения Указа Президента РФ от 07.05.95 № 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 г.», постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.98 № 588 «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России», Федеральный закон «Об энеогосбережении» от 14.04.95 № 41-ФЗ.

На федеральном уровне система государственного управления энергосбережением к настоящему времени сформировалась следующим образом,

Минэнерго России выполняет функции государственного заказчика по разработке федеральных энергосберегающих программ и координации работ по их реализации.

Государственный комитет РФ по жилищной и строительной политике отвечает за энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Министерство промышленности, науки и технологии РФ координирует организацию работ по созданию демонстрационных зон высокой энергетической эффективности и реализации демонстрационных энергосберегающих проектов.

Кроме того. в решении проблемы энергосбережения принимают участие Министерство  экономики РФ и  неправительственные организации. Существующая структура управления энергосбережением на федеральном уровне приведена в таблице1.

В Минэнерго России энергосбережением занимаются:

департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения;

Межведомственный координационный совет по вопросам энергоэффективности и реализации федеральной целевой программы «Энергосбережение России»;

Федеральное государственное учреждение «Российское агентство энергоэффективности»;

государственное предприятие «Правление Российского внебюджетного межотраслевого фонда энергосбережения»;

Государственное унитарное предприятие «Государственный межрегиональный центр энергосбережения».

В Госстрое России энергосбережением занимаются:

отдел ресурсосбережения Управления жилищно-коммунальной сферы;

Федеральный   центр   энергоресурсосбережения   в   жилищно-коммунальном хозяйстве;

К неправительственным организациям федерального уровня относятся:

Центр по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ);

Российский союз энергоэффективности;

Российская межрегиональная ассоциация по вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике (АВОК);

Ассоциация энергоменеджеров (АСЭМ);

Ассоциация «Российские демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности» (РОСДЕМ);

Российско-Датский институт по энергосбережению (РДИПЭ);

научно-технический инновационный центр энергосберегающих технологий и техники (НТИЦ ЭТТ);

закрытое акционерное общество «Энерготест ВТИ»;

Центр энергетической политики (ЦЭП);

Ассоциация «Институт  правовых  основ  энергоэффективности» (ИПРО-Энерг);

Некоммерческое учреждение «Институт проблем энергоэффективности» (ЭПИ);

проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт по проектированию энергетических систем и электрических сетей (ОАО «Энергосетьпроект»).

Таблица 1

Существующая структура энергосбережения на федеральном уровне

1.2. Требования к государственной системе управления энергосбережением в Кировской области

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.98 № 80 утверждена федеральная целевая программа «Энергосбережение России» (1998-2005 гг.), в которой субъектам Российской Федерации рекомендовано на базе региональных энергетических программ разработать и принять региональные программы энергосбережения как основу государственной системы управления энергопотреблением и повышения энергоэффективности в регионах.

Система управления энергопотреблением и энергосбережением в области должна отвечать интересам как региона, так и государства, а нормативно-правовые акты, принимаемые в регионе, не должны противоречить федеральным.

Как показал анализ существующих документов, рекомендаций и опыта работы других регионов, система государственного управления энергосбережением на уровне субъекта Российской Федерации должна отвечать требованиям, обеспечивающим:

1.2.1. Поэтапное достижение главной цели региональной программы энергосбережения - перевода экономики области на энергосберегающий путь развития.

1.2.2. Создание нормативно-правовой базы энергосбережения.

1.2.3. Консолидацию финансовых ресурсов для реализации программы энергосбережения.

1.2.4. Привлечение к выполнению региональной программы энергосбережения отечественных и зарубежных инвесторов.

1.2.5. Разработку и использование финансово-экономических механизмов реализации энергосберегающих программ и проектов.

1.2.6. Соблюдение баланса интересов производителей и потребителей топлива и энергии, экономической заинтересованности всех участников процесса энергосбережения.

1.2.7. Вовлечение в топливно-энергетический баланс местных энергетических ресурсов.

1.2.8. Взаимодействие государственных и негосударственных структур региона, ответственных за энергосбережение на территории области.

Создание конкурентной среды, системы материального стимулирования и экономическое регулирование процессов топливо- и энергообеспечения потребителей должны обеспечить снижение затрат на снабжение области топливом и энергией и способствовать стабилизации ее экономики.

Предлагаемая ниже комплексная система государственного управления энергосбережением в Кировской области сочетает в себе элементы социального управления и экономического регулирования и направлена на повышение энергоэффективности производства и потребления энергоресурсов.

1.3. Формирование системы управления энергосбережением в Кировской области

Государственная система управления энергосбережением в Кировской области формируется исходя из принципов энергосберегающей политики, продекларированных в Федеральном законе «Об энергосбережении» от 14.04.95 № 41-ФЗ. Реализация этих принципов на территории области возможна при четком разграничении полномочий в сфере энергосбережения между органами управления Российской Федерации и Кировской области.

К ведению Кировской области при регулировании отношений, возникающих при использовании энергетических ресурсов на ее территории, в пределах предоставляемых Конституцией Российской Федерации субъектам Федерации полномочий должно быть отнесено следующее:

1.3.1. Совершенствование и разработка областной нормативно-правовой базы энергосбережения.

1.3.2. Разработка и выполнение областной программы энергосбережения.

1.3.3. Определение условий вовлечения в топливно-энергетический баланс области местных энергетических ресурсов, вторичных энергоресурсов, нетрадиционных возобновляемых источников энергии и т.д.

1.3.4. Установление порядка консолидации и направлений использования средств для энергосбережения.

1.3.5. Определение условий стимулирования предприятий и организаций при проведении мероприятий по энергосбережению.

1.3.6. Установление порядка обязательных энергетических обследований предприятий и организаций.

1.3.7. Экспертиза инвестиционных энергосберегающих проектов и проектов нового строительства и рекомендации по реконструкции действующих энергопотребляющих объектов.

1.3.8. Принятие законодательных актов о размещении на территории области объектов по производству (добыче), переработке, транспортировке, хранению и использованию энергетических ресурсов.

1.3.9. Проведение (в пределах полномочий) ценовой (тарифной), налоговой и бюджетной политики в сфере энергопотребления.

1.3.10. Определение объемов бюджетного финансирования программ энергосбережения.

1.3.11. Заключение межрегиональных и международных соглашений по сотрудничеству в сфере разработки и реализации энергосберегающей политики на территории области.

1.3.12. Формирование областных органов управления энергосбережением, определение их функций, взаимодействия, а также взаимоотношений с местными и федеральными органами исполнительной власти.

Укрупненная схема управления энергосбережением Кировской области представлена в разделе 4.

В области имеются необходимые условия для создания государственной системы управления энергосбережением. Функционируют департамент топлива и энергетики при Правительстве области, департамент строительства при Правительстве области, департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области, РЭК, «Кировгосэнергонадзор», Кировский центр стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России, Кировский областной комитет государственной статистики. Область обладает достаточно высоким научно-техническим потенциалом, который может быть использован при создании материально-технической базы энергосбережения, техническом переоборудовании предприятий. В ВятГУ готовят специалистов в области электроэнергетики, а с 2000 г. начата подготовка специалистов по промышленной теплоэнергетике. Рядом вузов проводится подготовка специалистов экономического и финансового профилей, что важно при коммерциализации энергосбережения. Имеется ряд негосударственных коммерческих структур, имеющих опыт работы в сфере энергосбережения (000 «Элеконт», НПФ «Электроприбор», ЗАО «Энергис» и др.) Все это позволяет создать в области полнокровно действующую систему управления энергосбережением.

1.4. Основное содержание системы управления энергосбережением в Кировской области

С учетом требований Федерального закона «Об энергосбережении» от 03.04.96 № 28-ФЗ, положений и рекомендаций, содержащихся в нормативных актах органов исполнительной власти Российской Федерации и опыта субъектов РФ комплексная система государственного управления энергосбережением в Кировской области должна содержать:

1.4.1. Нормативно-правовой блок, включающий Закон области «Об энергосбережении и повышении эффективности использования энергетических ресурсов в Кировской области» от 26.09.97 № 18-30 и нормативно-правовые документы, принимаемые органами государственной власти области; при этом данные документы должны соответствовать положениям Федерального закона «Об энергосбережении» от 03.04.96 № 28-ФЗ и другим документам федерального уровня.

1.4.2. Блок финансово-экономического обеспечения программы энергосбережения, включающий в себя комплект документов, определяющих порядок финансирования энергосберегающих программ и мероприятий за счет бюджетных и внебюджетных средств. В этом же блоке предусматриваются другие источники финансирования программы, не противоречащие законодательству, а также порядок расчета гарантий возврата инвестиций и экономического стимулирования энергосбережения.

1.4.3. Блок управления энергосбережением, определяющий организационные структуры, обеспечивающие разработку и реализацию программ и проектов энергосбережения, управление финансовыми ресурсами, работами по созданию демонстрационных зон (объектов) высокой энергоэффективности.