Российский рынок пассажирских перевозок в настоящее время переживает бурное развитие: обновляется подвижной состав, создаются и совершенствуются технологии автоматизации транспортной работы, увеличиваются объемы перевозок. Вместе с этим усиливается и конкуренция в данной отрасли, и, следовательно, возрастают требования к качеству предоставляемых услуг. Особенно остро конкурентная борьба проявляется между государственными (муниципальными) и коммерческими транспортными предприятиями.
Во многих случаях коммерческие перевозчики находятся в более выгодном положении, т.к. у них, как правило, ниже накладные расходы, практически нет обременения перевозкой льготников и взаиморасчетами с бюджетом. При этом коммерческие перевозчики берут на себя значительный объем перевозок - в той или иной степени регулярно их услугами пользуются 70% населения, прежде всего для быстроты передвижения и комфорта.
Такая ситуация приводит к тому, что государственные пассажирские транспортные предприятия недополучают значительные суммы доходов, что ограничивает их возможности по качеству обслуживания пассажиров и конкурентоспособность, а также перспективы собственного развития.
Актуальность проблемы городского электрического транспорта заключается в недостаточно развитой маршрутной транспортной сети города. У жителей отдаленных микрорайонов нет доступности к маршрутам городского электрического транспорта. Генеральный план застройки предусматривает дальнейшее развитие города и соответственно необходимое транспортное обеспечение.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" одним из вопросов местного значения является организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В настоящее время пассажирскими перевозками в городе занимаются более 850 автотранспортных средств (автобусы большой вместимости, автобусы малой вместимости и "Газели"), что значительно ухудшает экологическую обстановку в городе и перегружает проезжую часть улиц, создавая "пробки" на дорогах.
Троллейбусный парк МУП ГЭТ "УКТ" состоит из 124 транспортных единиц и составляет 12,7% от общего количества пассажирского транспорта города. Доля пассажиров, перевезенных троллейбусами, составляет 58% от общего количества перевезенных пассажиров, из которых 38,7% составляют пассажиры с правом бесплатного и льготного проезда.
Сегодня троллейбусами перевозятся до 170 тысяч пассажиров в день по 14 маршрутам общей протяженностью 209,25 км.
Предприятие осуществляет перевозку как граждан по оплачиваемому проезду, так и для льготной категории граждан. Доля перевозок льготных категорий граждан, осуществляемых МУП ГЭТ "Управление Калужского троллейбуса" г. Калуги, составляет 91,8%.
Для обеспечения равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан города Калуги в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 24.03.2005 N 75 "О введении на территории Калужской области для отдельных категорий граждан единого социального проездного билета для проезда на городских, пригородных маршрутах и маршрутах, связанных с выполнением государственного заказа" с 1 марта 2005 года введен единый социальный проездной билет (ЕСПБ).
На основании учета количества реализованных единых социальных проездных билетов (ЕСПБ) предприятию производится возмещение расходов, связанных с обеспечением равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к полномочиям Калужской области.
На предприятии существуют большие сложности с кадрами из-за недостаточно высокой заработной платы. Из 1016 сотрудников 24% (247 человек) - пенсионеры, 19% (198 человек) - работники предпенсионного возраста. Молодежь до 30 лет составляет всего 12% (121 человек). Не хватает водителей, кондукторов, слесарей, электриков.