от 26 ноября 2002 года N 286
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ НАСЕЛЕНИЯ Г. КАЛУГИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМА ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ"
(в редакции Постановлений Городской Думы МО "Город Калуга" от 27.04.2004 N 92, от 14.12.2005 N 251, Постановлений Городской Думы городского округа "Г. Калуга" от 28.06.2006 N 84, от 16.07.2008 N 107, от 10.12.2008 N 176)
В целях улучшения жилищных условий граждан г. Калуги и на основании Постановления Правительства Калужской области N 4 от 19.01.2000 "О концепции жилищного кредитования в Калужской области" Городская Дума
ПОСТАНОВИЛА:
1. Утвердить "Программу улучшения жилищных условий населения г. Калуги с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования" (приложение N 1).
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комитет по экономической политике, промышленному и сельскохозяйственному производству, развитию предпринимательства, экологии (Ю.С.Клементьев).
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
Председатель Городской Думы
А.Г.Иванов
ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ НАСЕЛЕНИЯ Г. КАЛУГИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМА ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
(в редакции Постановлений Городской Думы МО "Город Калуга" от 27.04.2004 N 92, от 14.12.2005 N 251, Постановлений Городской Думы городского округа "Г. Калуга" от 28.06.2006 N 84, от 16.07.2008 N 107, от 10.12.2008 N 176)
┌══┬══════════════════════┬════════════════════════════════════════════‰
│1 │Наименование Программы│Программа улучшения жилищных условий │
│ │ │населения г. Калуги с использованием │
│ │ │механизма ипотечного жилищного кредитования │
├══┼══════════════════════┼════════════════════════════════════════════┤
│2 │Дата принятия решения │10 марта 2002 года │
│ │о разработке Программы│ │
├══┼══════════════════════┼════════════════════════════════════════════┤
│3 │Основные разработчики │Городская Управа города Калуги │
│ │Программы │ │
│(в ред. Постановления Городской Думы МО "Город Калуга" от 14.12.2005│
│N 251) │
├══┼══════════════════════┼════════════════════════════════════════════┤
│4 │Цели и задачи │Создание системы ипотечного кредитования, │
│ │ │увеличение объемов строительства жилья, │
│ │ │привлечение средств граждан │
├══┼══════════════════════┼════════════════════════════════════════════┤
│5 │Сроки и этапы │I этап - 2002-2003 гг. │
│ │ │Создание нормативно-правовой базы и │
│ │ │внедрение технологии продажи жилья с │
│ │ │рассрочкой платежа, осуществление продажи │
│ │ │жилья. │
│ │ │II этап - 2003-2010 гг. │
│ │ │Отработка схем финансирования и развернутое │
│ │ │строительство жилья по Программе. │
│ │ │III этап - 2005-2010 гг. │
│ │ │Разработка и внедрение схемы │
│ │ │рефинансирования закладных, выпущенных │
│ │ │гражданами - участниками Программы. │
│ │ │IV этап - с 2007 г. │
│ │ │Компенсация части платежа по ипотечному │
│ │ │кредиту для отдельных категорий граждан - │
│ │ │участников Программы" │
│(п. 5 в ред. Постановления Городской Думы городского округа│
│"Г. Калуга" от 16.07.2008 N 107) │
├══┼══════════════════════┼════════════════════════════════════════════┤
│6 │Исполнители │Городская Дума, Городская Управа, │
│ │ │муниципальное учреждение "Фонд развития │
│ │ │ипотечного жилищного кредитования │
│ │ │г. Калуги", уполномоченный орган Городской │
│ │ │Управы города Калуги в сфере экономики и │
│ │ │финансов, строительные и иные организации │
│(в ред. Постановлений Городской Думы МО "Город Калуга" от 27.04.2004│
│N 92, от 14.12.2005 N 251) │
├══┼══════════════════════┼════════════════════════════════════════════┤
│7 │Источники │Бюджет города Калуги, средства инвесторов, │
│ │финансирования │собственные средства заемщиков │
│ │Программы │ │
├══┼══════════════════════┼════════════════════════════════════════════┤
│8 │Объемы финансирования │2003 год - 10 млн. руб. │
│ │Программы │2004 год - 22 млн. руб. │
│ │ │2005 год - 42 млн. руб. │
│ │ │2006 год - 6 млн. руб. │
│ │ │2007 год - 6 млн. руб. │
│ │ │2008 год - 15 млн. руб. │
│ │ │2009 год - 27,0 млн. руб. │
│ │ │2010 год - 37,0 млн. руб. │
│(п. 8 в ред. Постановления Городской Думы городского округа│
│"Г. Калуга" от 10.12.2008 N 176) │
├══┼══════════════════════┼════════════════════════════════════════════┤
│9 │Основные ожидаемые │Обеспечение возможности приобретения жилья │
│ │конечные результаты │гражданами в кредит. Ежегодный объем │
│ │ │строительства не менее 3000 кв. м жилья │
├══┼══════════════════════┼════════════════════════════════════════════┤
│10│Система организации │Контроль исполнения Программы осуществляет │
│ │контроля выполнения │Городская Дума, Попечительский Совет Фонда │
│ │Программы │ │
└══┴══════════════════════┴════════════════════════════════════════════…
Жилищная проблема в России, обострившаяся в условиях перехода к рыночной экономике, определяет необходимость искать выход в традиционных подходах ее реализации. По данным Комитета по собственности Государственной Думы, желающих улучшить свое жилье в России сегодня более 20 млн. человек, однако приобрести квартиру в собственность в состоянии лишь 5-7% граждан, остальные могут приобрести квартиру лишь на основе ипотечного кредитования. Стоит отметить, что ни в одной стране мира жилищная проблема без ипотеки решена не была, 80% квартир в мире продаются по ипотечным программам.
Долгосрочное ипотечное жилищное кредитование населения является эффективным рыночным механизмом жилищного финансирования, позволяющего в значительной степени облегчить комплексное решение жилищной проблемы.
Жилищная проблема в городе Калуге остается одной из самых острых и решается с большим напряжением. По обеспеченности населения жильем Калужская область среди областей Центрального региона занимает одно из последних мест. По состоянию на начало 2002 г. в муниципальном образовании "Город Калуга" на учете на получение жилья и улучшение жилищных условий состоит 8491 семья, из которых 23% проживают в общежитиях, 5,5% - в коммунальных квартирах, 21% - в ветхом и аварийном жилье. Каждая пятая семья ожидает своей очереди 10 лет и более.
За последние пять лет получили бесплатное жилье только около 150 семей, состоящих на учете на получение жилья и улучшение жилищных условий в муниципальном образовании "Город Калуга", что составляет менее 1,5% от общего количества очередников и значительно ниже среднего уровня по России.
В "Программе улучшения жилищных условий населения г. Калуги с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования" определен период реализации с использованием бюджетных средств с 2002 по 2007 гг. При этом предполагается поэтапная реализация Программы, конечной целью которой является ее полное рефинансирование, наработка стандартов взаимодействия со всеми участниками Программы и переход к массовой ипотеке.
Оценка Комитета по собственности Государственной Думы и проведенное предварительное анкетирование населения г. Калуги показывают, что 15-20% очередников реально смогут решить свои жилищные проблемы с помощью Программы. Ниже приведен расчет, показывающий, что при ежегодном бюджетном финансировании в 10 млн. рублей 870 семей (10% очередников) за 5 лет реализации Программы смогут приобрести квартиры. При средней площади квартиры 55 кв. м 560 семей улучшат свои жилищные условия, приобретая новое жилье, а еще 310 - приобретая квартиры вторичного заселения.
В дальнейшем Программа становится самофинансируемой за счет средств квартироприобретателей, вовлечения в сферу ипотечного кредитования инвесторов и формирования рынка ценных бумаг (закладных).
Расчеты доказывают выгодность использования бюджетных источников. Практика ипотечного кредитования свидетельствует о том, что на 1 рубль кредита покупатель вкладывает в реальный сектор экономики свои 4 рубля. При этих условиях 1 рубль, выведенный из бюджета в пользу ипотеки, возвращается в бюджеты всех уровней в удвоенном размере. Этот эффект мультипликатора происходит в связи с оживлением реального сектора экономики за счет денежных средств граждан, участвующих в ипотечной программе. Бюджетные средства послужат катализатором финансового потока, основой которого будут личные средства граждан, состоящие из денежной массы и приватизированного жилья. Финансовый поток порождает налогооблагаемую базу и генерирует налоги в бюджеты всех уровней, что фактически компенсирует часть затрат бюджета.
(млн. руб.)
Наименование показателей | Объемы финансирования Программы | ||||||||
Всего | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Объем финансирования из бюджета муниципального образования "Город Калуга", в том числе | 165 | 10 | 22 | 42 | 6 | 6 | 15 | 27 | 37 |
- компенсация части платежа по ипотечным кредитам | 19,6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1,5 | 3,1 | 6 | 9 |
- приобретение прав на жилые помещения в строящихся домах | 145,4 | 10 | 22 | 42 | 6 | 4,5 | 11,9 | 21 | 28 |
Средства, инвестируемые на развитие Программы | 94,4 | 10 | 10 | 10 | 0 | 3,5 | 11,9 | 21 | 28 |
Средства граждан - участников Программы, поступающие в бюджет муниципального образования "Город Калуга" (на возвратной основе) в оплату прав на приобретаемое жилье | 133 | 0 | 12 | 32 | 6 | 1 | 5 | 30 | 47 |
Число участников Программы, в том числе | 499 | 17 | 24 | 44 | 33 | 68 | 73 | 120 | 120 |
- приобретатели жилья с рассрочкой платежа | 161 | 17 | 24 | 44 | 33 | 0 | 3 | 20 | 20 |
- получатели компенсации | 338 | 0 | 0 | 0 | 0 | 68 | 70 | 100 | 100 |
(таблица в ред. Постановления Городской Думы городского округа "Г. Калуга" от 10.12.2008 N 176)
Программа улучшения жилищных условий населения г. Калуги с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования носит социально-ориентированный характер и разрабатывается в целях ускорения решения жилищной проблемы в интересах населения города Калуги (далее по тексту - Города), эффективного проведения жилищной реформы в современных экономических условиях, повышения ее социальной направленности. В Программе определены принципиальные положения долгосрочной муниципальной жилищной политики, намечены этапы и конкретные меры по их реализации в 2002-2007 годах.
Целью мероприятий, проводимых в соответствии с настоящей Программой, является улучшение жилищных условий населения Города за счет:
- оказания финансовой поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и желающим приобрести жилье в собственность;
- увеличения объемов строительства жилья и повышение доступности жилья;
- развития организованного рынка жилья.
Основными задачами являются:
- создание условий для увеличения объемов финансирования жилищного строительства в городе на основе внедрения системы ипотечного кредитования;
- создание условий и финансово-кредитного механизма привлечения внебюджетных инвестиций для ресурсного обеспечения жилищного строительства;
- создание рынка жилья, строительных работ и услуг;
- создание новых рабочих мест;
- развитие и модернизация строительной базы города;
- увеличение налогооблагаемой базы в городе;
- создание инфраструктуры управления Программой.
Программа дает возможность жителям города, желающим улучшить жилищные условия и имеющим постоянный источник доходов, приобрести в собственность жилье на условиях покупки жилья с рассрочкой платежа с залогом этого недвижимого имущества. Эта модель ипотеки позволяет быстро получить эффективную отдачу и начать реализацию первого этапа Программы уже в 2002 г.
Программа носит социально-ориентированный характер и рассчитана на граждан, проживающих в жилых помещениях, у которых размер общей площади на одного члена семьи не превышает социальные нормы (33 кв. м для одиноко проживающего, 42 кв. м на семью из двух человек, по 18 кв. м на семью из трех и более человек), или состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы или проживания).
Граждане, жилищные условия которых подходят под эти требования, имеют право на приобретение с рассрочкой платежа как нового жилья, так и со вторичного рынка. Граждане, жилищные условия которых не подходят под эти требования, имеют право только на участие в долевом строительстве нового жилья, при этом они не могут претендовать на предоставление рассрочки.
Управлением и реализацией Программы занимается муниципальное учреждение "Фонд развития ипотечного жилищного кредитования г. Калуги" (далее по тексту - Фонд), учредителем которого является Городская Управа (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Калуга".
(в ред. Постановлений Городской Думы МО "Город Калуга" от 27.04.2004 N 92, от 14.12.2005 N 251, Постановления Городской Думы городского округа "Г. Калуга" от 16.07.2008 N 107)
Фонд является инвестором жилищного строительства (в части строительства жилья по Программе) и продает построенное и приобретенное на вторичном рынке жилье гражданам - участникам Программы. Списки участников Программы формируются на основании заявлений граждан в соответствии с социально-экономическими приоритетами, утвержденными в Положении о порядке и условиях продажи жилья гражданам с рассрочкой платежа, и согласовываются с Попечительским Советом Фонда.
Продажа жилья гражданам осуществляется с рассрочкой платежа на срок до 25 лет.
(в ред. Постановления Городской Думы городского округа "Г. Калуга" от 16.07.2008 N 107)