Снижение уровня жизни ставит перед большинством трудоспособного населения проблему не только поиска работы, но и овладения профессией, конкурентоспособной на рынке труда.
Общая стратегия службы занятости в части профессионального обучения строится на комплексном использовании существующих образовательных структур, их конкурсном отборе, построении качественного учебного процесса для обучения взрослого населения при оптимальной продолжительности и стоимости обучения.
Изменение профессионально-квалификационной структуры рабочей силы требует расширения перечня профессий, специальностей и видов деятельности, по которым осуществляется профессиональное обучение.
На протяжении 1999-2000 годов клиентам предоставляется возможность пройти обучение по более чем 106 видам подготовки на базе 27 образовательных учреждений. Предлагаемые варианты практически удовлетворяют запросы всех социальных групп населения.
Учебная база расширяется в зависимости от запросов работодателей (обучение под конкретное рабочее место) и изменений на рынке труда.
Отмечающееся в последнее время наращивание темпов производства вызвало увеличение вакансий рабочих строительных профессий высокой квалификации: каменщиков, отделочников, маляров, плотников-столяров, штукатуров и др.
На промышленных предприятиях города сохранится потребность в наладчиках, операторах станков с ЧПУ, слесарях, токарях, фрезеровщиках, электрогазосварщиках, электромонтерах и др.
По сравнению с 1999 годом произошло значительное увеличение вакансий в сфере услуг. Сохраняется высоким спрос по профессиям продавца, повара, кондитера, водителя и др.
По результатам опроса безработных, в 2001-2003 годах сохранится спрос на обучение профессиям бухгалтера, водителя, закройщика, лифтера, отделочника (штукатура маляра облицовщика-плиточника), оператора котельной, менеджера, повара, продавца, столяра-плотника, т.е. группам профессий, востребованных на рынке труда.
Решению проблемы трудоустройства через обучение способствует организация профессиональной подготовки граждан на базе предприятий с последующим трудоустройством на нем же, обучение под конкретное рабочее место. Таким примером является МУП "Калугалифтремстрой", на базе которого открыт учебно-курсовой центр. Процесс организации профобучения дает возможность получить необходимые навыки по месту будущей работы.
Обучение предпринимательству - одно из основных направлений профобучения безработных.
В ситуации, когда количество вакансий для женщин, инженерно-технических работников и служащих крайне ограничено, новой сферой приложения рабочих рук выступают профессии, дающие возможность работать в сфере частного бизнеса. Предпринимательская деятельность позволяет значительно снизить напряженность на рынке труда за счет создания новых рабочих мест и самозанятости населения. По прогнозам специалистов, стабилизация и некоторый экономический подъем в стране позволяют прогнозировать увеличение количества рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса. Предпринимательство может стать основой социальной стабильности.
Вследствие этого эффективным будет обучение профессиям для сферы услуг: парикмахера, визажиста, модельера, портного, закройщика, - с последующей организацией собственного дела.
В программы подготовки по профессиям, позволяющим обеспечить самозанятость, включены минимально необходимые учебные элементы по практической экономике (ведение кассовой книги, отчетности индивидуальных предпринимателей и т.п. Постановлением городской Думы, принятым по инициативе Модельного центра, безработные, решившие по окончании обучения организовать собственное дело, освобождаются от уплаты регистрационных взносов.
В целях совершенствования работы по содействию занятости выпускников общеобразовательных учебных заведений, демобилизованных со срочной службы из рядов Вооруженных Сил и других категорий молодежи в возрасте от 16 до 21 года Комитетом начального профессионального образования департамента образования и науки Калужской области издан приказ N 153-ОП "О профессиональном обучении безработной молодежи", предусматривающий выделение с 1998 года областной службе занятости 100 мест для обучения безработной молодежи за счет средств бюджета. Всего для обучения предлагается более 40 специальностей на базе 12 учебных заведений.
Будет продолжена работа по совершенствованию профессионального обучения инвалидов. В силу своих индивидуальных особенностей инвалиду трудно освоить программы профподготовки в том темпе, в котором работают другие. Поэтому при подборе специальности и формы обучения, учебного заведения учитываются личностные особенности, возможность обучаемости, рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, а также заключение, полученное в результате проведения профориентационной работы специалистами МЦ.
С 2000 года активно ведется работа по опережающему обучению граждан, находящихся под угрозой увольнения в связи с сокращением объемов работ и изменением структуры производства. За I полугодие 2000 года направлено на опережающее обучение 57 человек, 29 человек, участвовавших в программе опережающего обучения, трудоустроены на новых рабочих местах внутри предприятий путем перераспределения рабочей силы. Это направление получит дальнейшее развитие в 2001-2003 годах.
Реализация принципа управления человеческими ресурсами, потребность в координации рынка труда и образовательных услуг, необходимость расширения каналов трудовой активности человека требуют дальнейшего совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных как одного из основных направлений активной политики занятости.